Иск о взыскании дополнительного материального стимулирования удовлетворен в части суммы правомерно, так как свидетельствующих о нарушении истцами трудовой дисциплины либо иных оснований, повлекших принятие решения о невыплате им премии за отработанный период, не установлено.

Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 13.08.2014 по делу N 33-6636/2014

Судья: Трунова А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Мжельской Г.А.,

судей Блинова В.А., Довиденко Е.А.

при секретаре Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации

на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края

от 14 апреля 2014 года по делу по иску Р., Л.О., М., Ж., С., П., Л.Т., Н. к Министерству обороны РФ, ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ, войсковой части 52929 о взыскании дополнительного материального стимулирования.

Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия

установила:

Истцы Р., Л.О., М., Ж., С., П., Л.Т., Н. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ (далее по тексту ФГКУ «354 ВКГ»), войсковой части 52929 о признании за ними права на выплату дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2013 года в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», взыскании с ответчиков дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2013 года.

В обоснование исковых требований указано следующее. До ДД.ММ.ГГ истцы работали в структурном подразделении ФГКУ «354 ВКГ» — госпитале п. Боровиха. В связи с организационными мероприятиями в Вооруженных силах РФ данный госпиталь ДД.ММ.ГГ был расформирован, на его базе с ДД.ММ.ГГ был создан 18 отдельный медицинский батальон войсковой части 46197. Истцы с ДД.ММ.ГГ были приняты на работу в войсковую часть 46197 в порядке перевода из структурного подразделения ФГКУ «354 ВКГ», где и работают по настоящее время. ДД.ММ.ГГ Министром обороны РФ принято решение о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала воинских частей (организаций) Министерства обороны РФ за третий квартал 2013 года. ДД.ММ.ГГ начальником госпиталя п. Боровиха был издан приказ N 157ХОЗ «О премировании гражданского персонала госпиталя <адрес> ФГКУ «354 ВКГ» Минобороны РФ за третий квартал 2013 года», которым определены размеры премии для каждого из работников. Приказ N 157ХОЗ для определения потребности в денежных средствах и дальнейшей реализации был направлен в финансово-экономический отдел ФГКУ «354 ВКГ». В связи с проведенными структурными преобразованиями приказ N 157ХОЗ реализован не был, в письме от ДД.ММ.ГГ начальник ФГКУ «354 ВКГ» указал, что данное материальное стимулирование необходимо выплачивать на основании приказа командира 18 отдельного медицинского батальона войсковой части 46197 с истребованием необходимых денежных средств от довольствующего финансового органа. В целях реализации данного указания командиром войсковой части 46197 был подготовлен проект приказа от ДД.ММ.ГГ N 17МХ, который был направлен для реализации в отдел *** ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай». Данный филиал отказался производить выплату, мотивировав тем, что до филиала объем бюджетных средств был доведен с учетом фактический численности воинских частей и организаций, состоящих на учете в филиале *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ. Действия ответчиков по невыплате премии являются незаконными, поскольку приказ о выплате гражданскому персоналу бывшего госпиталя п. Боровиха премии за третий квартал 2013 года надлежащим образом издан не был, денежные средства для выплаты своевременно и в полном объеме истребованы не были. Министерство обороны РФ в лице Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий и соответствующих финансовых органов не направило денежные средства для выплаты дополнительного материального стимулирования истцам.

Суд объединил дела указанных истцов в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебное заседание истцы Р., Л.О., М., Ж., С., П., Л.Т., Н. не явились, извещены. Отказа от иска от истцов не поступило.

В судебном заседании представитель истца Р. — Ф. поддержал исковые требования Р. по изложенным в заявлении основаниям, просил о взыскании с надлежащего ответчика.

Представители ответчиков — Министерства обороны РФ, ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ, войсковой части 52929, представители третьих лиц — Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ, филиала N 1 ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай», филиала N 8 ФКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ не явились, представив письменные отзывы по заявленным искам, не признав иска и просили об отказе в их удовлетворении.

Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 14 апреля 2014 года исковые требования Р., Л.О., М., Ж., С., П., Л.Т., Н. удовлетворены частично.

Суд признал за Р., Л.О., М., Ж., С., П., Л.Т., Н. право на выплату им дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2013 года в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

Взыскано с Федерального государственного казенного учреждения «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в пользу Р., Л.О., Ж., С., П., Л.Т., Н. дополнительное материальное стимулирование за третий квартал 2013 года в сумме <данные изъяты> рублей, денежную компенсацию за период с 16 декабря 2013 года по 13 апреля 2014 года в сумме <данные изъяты> копеек, судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей, всего взыскать по <данные изъяты> копеек в пользу каждого из истцов.

Взыскано с Федерального государственного казенного учреждения «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в пользу М. дополнительное материальное стимулирование за третий квартал 2013 года в сумме <данные изъяты> рублей, денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме <данные изъяты> копейку, судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей, всего взыскать <данные изъяты> копейку.

Суд обязал Федеральное государственное казенное учреждение «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ выплатить Р., Л.О., Ж., С., П., Л.Т., Н. денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты дополнительного материального стимулирования в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок выплаты в размере <данные изъяты> рублей за каждый день задержки, начиная с 14 апреля 2014 года, по день фактического расчета, включительно.

Суд обязал Федеральное государственное казенное учреждение «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ выплатить М. денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты дополнительного материального стимулирования в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок выплаты в размере <данные изъяты> рублей за каждый день задержки, начиная с 14 апреля 2014 года, по день фактического расчета, включительно.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что система оплаты труда гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации устанавливается коллективным договором или положением об оплате труда, разработанным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 и изданным в его развитие Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 N 555.

Стимулирующие выплаты по Приказу Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010 осуществляются только в размерах штатной численности по отдельному решению Министра обороны и не входят в систему оплаты труда, не включаются в расчет среднего заработка и не являются обязательными.

В соответствии с приказом начальника структурного подразделения Госпиталь (на 160 коек, п. Боровиха) ФГКУ «354 ВКГ» Минобороны России N 184 от 30.09.2013 истцы были уволены по п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. На момент увольнения им выплачены все суммы, предусмотренные системой оплаты труда, трудовое законодательство и Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010 не содержит положений, обязывающих работодателя производить выплату уволенным работникам, не состоящих с ним в трудовых отношениях, дополнительных премий, когда решение о ее выплате принято после их увольнения.

Для выплаты гражданскому персоналу филиалов и структурных подразделений ФГКУ «354 ВКГ» МО РФ для выплаты указанной премии была подана заявка в Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий МО РФ 31.10.2013 на сумму <данные изъяты> рублей. Кроме того, были истребованы денежные средства на выплату премии за 3 квартал 2013 года для гражданского персонала расформированных филиалов и структурных подразделений госпиталя в размере <данные изъяты> рублей. Денежные средства поступили на выплату премии в размере <данные изъяты>. Средства для выплаты сотрудникам Госпиталя, расформированного 20.09.2013, не поступали.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Также приказом определено выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала, военнослужащим и лицам гражданского персонала дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) — дополнительное материальное стимулирование.

Согласно пункту 1 названного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Пунктом 11 Порядка установлено, что не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Перечень лиц, указанных в данном пункте, которым не выплачивается дополнительное материальное стимулирование, является исчерпывающим.

Судом установлено, что истцы до ДД.ММ.ГГ являлись работниками ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, осуществляли трудовую деятельность в качестве гражданского медицинского персонала в структурном подразделении данного учреждения — госпитале п. Боровиха.

Истцы 30.09.2013 Р., Л.О., М., Ж. С., П., Н. 30.09.2013 были уволены из госпиталя п. Боровиха в порядке перевода по просьбе работника в войсковую часть 46197 на основании пункта 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю), где в настоящее время осуществляют трудовую деятельность. Истец Л.Т. уволена из госпиталя п. Боровиха на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, принята на работу в войсковую часть 46197 с 01.11.2013.

В настоящее время истцы осуществляют трудовую деятельность в 18 отдельном медицинском батальоне войсковой части 46197.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 398, в целях оптимизации медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, ДД.ММ.ГГ ликвидированы четыре филиала и пять структурных подразделений ФГКУ «354 ВКГ» Министерства обороны Российской Федерации, в том числе и госпиталь <адрес>.

На базе расформированных военных госпиталей были созданы отдельные медицинские батальоны, входящие в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Гражданский персонал ликвидированных военно-медицинских учреждений частично принят на работу в отдельные медицинские батальоны с 01.10.2013.

Письмом начальника Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 23.10.2013 сообщено распорядителям бюджетных средств и руководителю Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации о том, что 18.10.2013 Министром обороны Российской Федерации принято решение о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала воинских частей (организаций) Министерства обороны Российской Федерации за третий квартал 2013 года в соответствии с Приказом от 26.07.2010 N 1010. Расчетная сумма на одного работника в квартал установлена в размере <данные изъяты> рублей для военно-медицинских учреждений.

В письме от ДД.ММ.ГГ начальник ФГКУ «354 ВКГ» указал, что на выплату спорной премии имеет право гражданский персонал бывшего структурного подразделения госпиталя <адрес>. Премию следует выплачивать на основании приказа командира указанного медицинского подразделения с истребованием необходимых денежных средств от довольствующего финансового органа.

Приказом начальника ФГКУ «354 ВКГ» от ДД.ММ.ГГ *** с ДД.ММ.ГГ 18 отдельный медицинский батальон войсковой части 46197 зачислен на финансовое обеспечение в филиал *** ФГКУ «354 ВКГ».

Согласно письму директора Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ финансовое обеспечение 18 отдельного медицинского батальона с ДД.ММ.ГГ осуществляет ФГКУ «354 ВКГ» Министерства обороны Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и пришел к правильному выводу о том, что, отказывая в выплате дополнительного стимулирования по итогам работы за третий квартал 2013 года, работодатель нарушает права истцов.

Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении истцами трудовой дисциплины, либо иных оснований, повлекших принятие решения о невыплате им премии за отработанный период, не установлено. Поэтому суд принял верное решение о взыскании с ФГКУ «354 ВКГ» Министерства обороны Российской Федерации как работодателя истцов дополнительного материального стимулирования за выполнение должностных обязанностей, исходя из установленной Министром обороны Российской Федерации на третий квартал 2013 года расчетной суммы в размере <данные изъяты> рублей.

Доводы жалобы ответчика о том, что Приказ от ДД.ММ.ГГ *** не содержит положений, обязывающих работодателя производить выплату уволенным работникам, не состоящих с ним в трудовых отношениях, дополнительных премий, когда решение о ее выплате принято после их увольнения, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку истцы после перевода из госпиталя <адрес> продолжили трудовую деятельность в 18 отдельном медицинском батальоне войсковой части 46197 в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем, не могли быть признаны прекратившими трудовые отношения с названным работодателем.

При этом судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что выплата премии (материального стимулирования) по итогам работы не должна носить произвольный характер в отношении отдельных работников, а лишение работника такой премии должно быть мотивированным.

Данных о том, что истцы в указанный период времени имели дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей, материалы дела не содержат.

Довод апелляционной жалобы о том, что выплаты стимулирующего характера производятся только в размерах штатной численности на момент принятия Министром обороны решения о выплате, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» предусмотрено выделение лимитов бюджетных обязательств на выплату премии гражданскому персоналу за 3 квартал 2013 года, в котором истцы полностью отработали и более того, не вышли из штата Министерства обороны РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что бюджетные средства должны были быть выделены по итогам работы за третий квартал 2013 года на материальное стимулирование гражданского персонала войсковой части, в том числе и с учетом работы истцов, в связи с чем, правовых оснований для не выплаты им премии по итогам работы за период, который ими отработан в полном объеме, не имелось.

Довод жалобы о том, что стимулирующие выплаты не входят в систему оплаты труда, является правильным, но он не влечет принятия по настоящему делу иного решения по указанным выше основаниям.

При таких обстоятельствах вывод суда о праве истцов на получение выплат стимулирующего характера является законным, основанным на нормах материального права и мотивированным в судебном решении.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционной жалобе ответчика не содержится.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 14 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *