Иск в части включения в специальный стаж периода работы в качестве преподавателя и периода нахождения в учебных отпусках удовлетворен, поскольку доказано, что в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность в должности, работа в которой засчитывается в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, а на

Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 20.08.2014 по делу N 33-6785/2014

Судья Авсейкова Л.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Решетниковой И.Ф.

судей Еремина В.А., Алешко О.Б.

при секретаре Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика УПФР в г. Барнауле Алтайского края Е. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 11 марта 2014 года

по делу по иску О. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о признании решения незаконным и возложении обязанности включить периоды работы в стаж для назначения трудовой пенсии по старости досрочно.

Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия

установила:

О. обратилась в суд к ответчику УПФР в г. Барнауле Алтайского края с иском, с учетом уточненных требований, о признании незаконным решения УПФР в г. Барнауле Алтайского края N *** от ДД.ММ.ГГ в части отказа в назначении досрочно пенсии по старости и возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ а также периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

В обоснование предъявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГ, она обратилась в УПФР в г. Барнауле Алтайского края с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГ N *** п. 8.2 истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, т.к. не подтвержден требуемый специальный стаж работы 25 лет.

С указанным решением истица не согласна, в связи с тем, что Списками профессий и должностей работников образования, утвержденных постановлением Совмина РСФСР N 463 от 06.09.1991, а также Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости включены все периоды педагогической деятельности в качестве преподавателя в школах всех типов и наименований, независимо от статуса учреждения. Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения.

Периоды нахождения в учебных отпусках, также подлежали включению в стаж, поскольку относятся, в соответствии с законодательством, к ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам.

Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 11 марта 2014 года иск О. к УПФР в г. Барнауле Алтайского края о признании решения незаконным и возложении обязанности по зачислению периодов работы в должности преподавателя в трудовой стаж, дающий право для назначения трудовой пенсии по старости досрочно, удовлетворен.

Решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГ об отказе в назначении пенсии О., признано незаконным.

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края обязано засчитать О. периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. в М. N *** в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 07.12.2001 г. N 173-ФЗ и назначить О. пенсию с ДД.ММ.ГГ

Дополнительным решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 июня 2014 года Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края обязано засчитать О. периоды нахождения истца в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в М. N*** в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 07.12.2001 г. N 173-ФЗ и назначить О. пенсию с ДД.ММ.ГГ

В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФР в г. Барнауле Алтайского края просит об отмене решения Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11 марта 2014 года, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсий по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 учебные отпуска исключаются из стажа на соответствующих видах работ.

Согласно Списку должностей и учреждений и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в стаж работы истицы также не подлежали включению периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, поскольку документально не подтверждено, что музыкальная школа являлась учреждением дополнительного образования. Кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГ у истицы не имелось необходимого педагогического стажа работы ДД.ММ.ГГ

Будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени слушания дела, истец и ответчик в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения и дополнительного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение и дополнительное решение подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального права по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Трудовая пенсия по старости досрочно назначается в соответствии с пп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ О. принята преподавателем по классу фортепиано в М. N *** переводом из ДМШ г. Новоалтайска и до сегодняшнего дня продолжает работать в указанном учреждении.

ДД.ММ.ГГ истица обратилась в УПФР в г. Барнауле Алтайского края с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Решением начальника УПФР в г. Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГ О. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

В специальный стаж истца не зачтены периоды работы:

с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве преподавателя по классу фортепиано в М. так как тип учреждения не предусмотрен Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067.

С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, так как на ДД.ММ.ГГ О. не выработала выслугу, дающую право на досрочное назначение пенсии, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее ДД.ММ.ГГ

с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, поскольку включение в специальный стаж периодов нахождения истца в учебных отпусках не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.

Включая в специальный стаж истца периоды нахождения в учебных отпусках, судебная коллегия исходит из следующего.

В силу положений ст. 198 КЗоТ РСФСР (действовавшей в спорный период 1995 году) работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.

За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата.

Аналогичное положение закреплено и в ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации (действующей с 1 февраля 2002 года), предусматривающей, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее — Правила N 516) в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

На основании изложенного, учитывая, что истице предоставлялись дополнительные отпуска, в связи с прохождением учебы, в указанный период за ней сохранялся средний заработок, что подтверждается справками N 1 и 3, уточняющими особый характер работы истца, доказательств обратного ответчиком представлено не было, оснований для отказа во включении периодов нахождения истицы в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в специальный стаж не имеется.

Доводы жалобы ответчика в указанной части судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку пункт 9 Правил N 516 устанавливает перечень периодов работы, которые не включаются в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, из которого следует, что периоды курсов повышения квалификации, обучения, учебных отпусков, служебных командировок к ним не относятся.

Также судебная коллегия усматривает основания и для включения в специальный стаж О. периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве преподавателя по классу фортепиано в М., основываясь на следующем.

Пунктом 3 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067 (действовавшим в спорный период) (Далее- Список N 1067) установлено, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 15 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г.

Указанными пунктами 2 и 15 предусмотрена должность преподавателя учреждения дополнительного образования, в том числе музыкальной школы.

Отказывая истице во включении данного периода в специальный стаж, ответчик ссылался на несоответствие типа учреждения, предусмотренного п. 15 приведенного Списка N 1067 типу учреждения, в котором работала истец.

Однако из представленных в материалы дела и исследованных судом Постановления главы администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ N ***, постановления администрации Железнодорожного района г. Барнаула N *** от ДД.ММ.ГГ, Уставов МБДОУ, справок, уточняющих характер работы, даже с учетом переименований род деятельности и тип учреждения на протяжении периода времени с момента трудоустройства истицы и до настоящего времени не изменялся. Должностные обязанности истца оставались прежними с занятостью на полную ставку с полным рабочим днем.

В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о соответствии типа учреждения, в котором работала истица, типу учреждений, предусмотренных Списком N 1067 и возможности зачета спорного периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в специальный стаж О.

Отсутствие в спорный период в наименовании учреждения его типа, как учреждения дополнительного образования не свидетельствует об ином типе, либо форме организации учреждения, поскольку в течение всего спорного периода Барнаульская детская музыкальная школа относилась к учреждениям муниципального образования, осуществляющим дополнительный характер образования.

Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Как верно указано в апелляционной жалобе, включение спорного периода в специальный стаж поставлено в зависимость от наличия у истицы по состоянию на 01.01.2001 выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в должности в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Так, согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067» работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года — при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Как указывает Конституционный суд в своем Определении от 17.11.2011 N 1535-О-О само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также — в случае необходимости — предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).

Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Таким образом, с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения лиц, не имеющих на 01.01.2001 выслуги 16 лет 8 месяцев.

Из исследованных материалов дела и с учетом включенных периодов работы, стаж истицы на указанную дату составил ДД.ММ.ГГ, в связи с чем, условие о наличии достаточного стажа, установленного приведенными Постановлениями Правительства для включения спорных периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, истицей соблюдено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для их включения в специальный стаж и возможности назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости судебная коллегия не находит.

На основании вышеизложенного, в специальный стаж истца подлежат зачету только периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в связи с чем, решение суда и дополнительное решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска в части.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 11 марта 2014 года и дополнительное решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 27 июня 2014 года отменить в полном объеме и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края засчитать О. в специальный стаж периоды нахождения истца в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и период работы в качестве преподавателя по классу фортепиано в М. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *