О признании недействующими пунктов 7, 20, 22 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан, утв. решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 17.11.2011 N 98 (ред. 27.06.2013).

Решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 26.12.2013 по делу N 2-670/2013

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., при секретаре Хардиковой В.В., с участием помощника прокурора Алтайского района Ковалевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц о признании недействующими пунктов 7, 20, 22 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 17.11.2011 г. N 98,

установил:

Прокурор Алтайского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании недействующими 7, 20, 22 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 17.11.2011 г. N 98, мотивируя тем, что оспариваемые пункты Положения возлагают на инвалидов, семьи, имеющие инвалидов, которые имеют право на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, обязанность предоставления помимо заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, иных документов, что противоречит Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901.

В судебном заседании помощник прокурора Алтайского района Ковалева А.Н. заявленные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования Алтайский район Передерий М.С. возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснила, что установленный перечень документов соответствует действующему законодательству.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного право инвалидов на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является непосредственно действующим. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение земельных участков, кроме тех, которые обозначены в указанном выше акте Правительства Российской Федерации, федеральное законодательство не содержит.

В силу статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 17.11.2011 N 98 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан.

Указанное решение опубликовано в газете «Сельская правда» от 24.11.2011 г. N 179, изменения опубликованы в газетах «Сельская правда» от 07.06.2012 г. N 83, от 22.11.2012 г. N 177, от 21.02.2013 г. N 27, от 04.07.2013 г. N 100.

В соответствии с п. 7 Положения граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, подают в Администрацию заявление, в котором должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество заявителя, сведения о документе, удостоверяющем личность, ИНН, сведения о регистрации по месту жительства, контактные телефоны, согласие (несогласие) заявителя с обработкой его персональных данных, в том числе с размещением их в средствах массовой информации, включая сеть Интернет, предусмотренное Законом Республики Хакасия «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» основание для предоставления земельного участка.

При подаче заявления для предоставления земельного участка молодым семьям и семьям, имеющим детей-инвалидов, дополнительно представляются документы, подтверждающие наличие (отсутствие) согласия членов семьи заявителя или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц.

Для принятия решения о предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим Положением необходимы следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (всех листов, для категорий граждан, указанных в подпунктах 3 и 5 абзаца 2 пункта 3 Положения);

2) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной);

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у заявителя (для предоставления земельного участка молодым семьям и семьям, имеющим детей-инвалидов, — у заявителя и членов его семьи) объекты недвижимого имущества, подтверждающая отсутствие в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома);

4) документ, подтверждающий постоянное проживание заявителя на территории Алтайского района.

Согласно п. 20 Положения документы и информация, которые находятся в распоряжении органов местного самоуправления Алтайского района, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и необходимы для принятия решения о предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим Положением, могут предоставляться заявителем по собственной инициативе либо подлежат получению Администрацией в рамках межведомственного информационного взаимодействия, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, предоставляемых непосредственно заявителем.

В соответствии с п. 22 Положения в случае, если к заявлению не приложены необходимые в соответствии с настоящим Положением документы, не подлежащие получению Администрации в рамках межведомственного информационного взаимодействия, или приложенные к заявлению документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации, Администрация в течение семи рабочих дней со дня регистрации такого заявления принимает решение об отказе в его рассмотрении и направляет данное решение заявителю.

С учетом вышеприведенных норм права суд приходит к выводу о том, что установление перечня иных документов, которые необходимо представить инвалидам, имеющим право на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, является возложением на них дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, и фактически ставит получение названной меры социальной защиты в зависимость от исполнения гражданами этих обязанностей.

При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора Алтайского района подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 — 199, ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц о признании недействующими пунктов 7, 20, 22 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 17.11.2011 г. N 98 — удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 7, 20, 22 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 17.11.2011 г. N 98 (в ред. от 27.06.2013 г.).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме — с 31.12.2013 г.

Судья
О.М.КВАСОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *