В удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты отказано правомерно, поскольку 10 подписей избирателей в подписном листе являются недействительными.

Апелляционное определение Брянского областного суда от 25.08.2014 по делу N 33-3222/2014

Судья Обыденнов И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Т.И.,

судей областного суда Сокова А.В., Алейниковой С.А.,

с участием прокурора Николаевой С.Н.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 августа 2014 года по докладу судьи облсуда Алейниковой С.А. дело по апелляционной жалобе К.А.А. на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 12 августа 2014 года по заявлению К.А.А. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Трубчевского района Брянской области от 5 августа 2014 года N 102 об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Трубчевского районного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу N, выдвинутого в порядке самовыдвижения,

установила:

К.А.А. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 24 июля 2014 года подал в территориальную избирательную комиссию Трубчевского района Брянской области заявление и иные документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты (самовыдвижение) Трубчевского районного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу N на выборах 14 сентября 2014 года.

Однако один подписной лист признан недействительным, поскольку в нем в графе «место жительства лица, собирающего подписи» не указан населенный пункт, то есть сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны не в полном объеме.

В связи с тем, что территориальная избирательная комиссия, в нарушение части 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отказала ему в возможности внесения изменений в подписные листы, просил отменить решение территориальной избирательной комиссии и обязать ТИК зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Трубчевского районного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу N.

Решением суда от 12 августа 2014 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе К.А.А. просил отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.

В обоснование своей позиции ссылался на то, что неполнота сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей в подписном листе N 1, не могло быть рассмотрено как правовое основание для признания данных подписей недействительными. В избирательную комиссию было представлено два подписных листа, в которых сбор подписей осуществляло одно и тоже лицо, что позволяло избирательной комиссии идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей.

В письменных возражениях помощник прокурора Трубчевского района Брянской области БГВ указывал на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Заслушав доклад судьи облсуда Алейниковой С.А., объяснения К.А.А. и его представителя Р.С.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя территориальной избирательной комиссии Трубчевского района Брянской области Р.В.М., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) — также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 — 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Как следует из материалов дела, К.А.А. представил в территориальную избирательную комиссию Трубчевского района Брянской области документы на участие в выборах депутатов Трубчевского районного Совета народных депутатов пятого созыва для регистрации в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу N 4, в том числе два подписных листа от 19 июля 2014 года с 19 подписями избирателей — 10 подписей на подписном листе N 1 и 9 подписей на подписном листе N 2.

Судом первой инстанции установлено и никем не оспаривается, что в нижней части подписного листа N 1 указана фамилия, имя, отчество лица, удостоверившего подписной лист, — ДИМ. Также указан адрес: <адрес>, но без указания населенного пункта.

Решением Территориальной избирательной комиссии Трубчевского района Брянской области от 5 августа 2014 года К.А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Трубчевского районного Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу N на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпункта «ж» пункта 4 статьи 25 Закона Брянской области от 26 июня 2008 г. N 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции правильно руководствовался пунктом 12 статьи 37 и пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 7 статьи 22 и подпунктом «ж» пункта 11 статьи 24 Закона Брянской области от 26 июня 2008 N 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области», разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пришел к обоснованному выводу о недействительности подписей в подписном листе N 1 по тому основанию, что отсутствуют полные сведения об адресе лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, — не указано наименование населенного пункта — «город Трубчевск», что является безусловным требованием федерального законодательства и обязательным для исполнения участниками избирательного процесса.

Принимая во внимание, что 10 подписей избирателей в подписном листе N 1 недействительны, решение территориальной избирательной комиссии Трубчевского района Брянской области об отказе К.А.А. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Трубчевского районного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу N принято в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпункта «ж» пункта 4 статьи 25 Закона Брянской области от 26 июня 2008 N 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области», поскольку кандидатом для регистрации предоставлено 9 достоверных подписей избирателей, то есть недостаточное количество.

Доводы апелляционной жалобы о том, что неуказание в подписном листе N 1 наименования населенного пункта в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, не является нарушением, со ссылкой на то, что сведения в полном объеме имеются на другом подписном листе, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку предусмотренные законом достоверные сведения о сборщике подписей должны быть указаны в листе размещения сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей. Действующее законодательство не предусматривает возможности восполнения несоответствующих действительности сведений о сборщике путем изучения иных подписных листов и установление в них сведений об этом лице.

Кроме того, избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих комиссию или суд в процессе рассмотрения возникшего спора выяснять при наличии в подписных листах недостоверных сведений их действительность, идентифицировать сборщика подписей по другим представленным для регистрации кандидата документам. Выяснение таких сведений нарушило бы принципы равенства прав всех кандидатов перед законом, предусмотренный статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения суда, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, разрешил спор в соответствии с материальным и процессуальным законом. Оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.

Руководствуясь статьей 328 — 329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия

определила:

Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 12 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Председательствующий
Т.И.ЗУБКОВА

Судьи областного суда
А.В.СОКОВ
С.А.АЛЕЙНИКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *