Иск об установлении факта проживания по месту жительства в РФ, обязании назначить и выплатить трудовую пенсию по старости удовлетворен правомерно, так как факт постоянного проживания истца на территории РФ, с наличием которого закон связывает возникновение права на пенсионное обеспечение, установлен материалами дела.

Апелляционное определение Челябинского областного суда от 04.08.2014 по делу N 11-7848/2014

Судья: Плотникова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Шушкевич О.В.

судей Жуковой Н.А., Козиной Н.М.

при секретаре Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 августа 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 08 мая 2014 года по иску П. к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска об установлении факта проживания по месту жительства в РФ, обязании назначить и выплатить трудовую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска С., поддержавшей доводы жалобы, возражения истца П. против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

П. обратилась с иском к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска (далее УПФР в Калининском районе) об установлении факта ее проживания по месту жительства в РФ с 11 января 2013 года, обязании ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с 01 февраля 2013 года и выплатить за период с 01 февраля 2013 года по 01 сентября 2013 года.

В обоснование иска указала, что 05 января 2013 года она прибыла в г. Челябинск на постоянное жительство из Республики Казахстан, где пенсию получила по январь 2013 года включительно. 11 января 2013 года она обратилась в УФМС РФ по Челябинской области и была зарегистрирована по месту пребывания в Калининском районе г. Челябинска. 01 марта 2013 года она получила разрешение на временное проживание, 15 марта 20-13 года -регистрацию по месту жительства в Калининском районе г. Челябинска. Начиная с февраля 2013 года она неоднократно обращалась в УПФР в Калининском районе за назначением и выплатой ей трудовой пенсии по старости в РФ. В назначении и выплате пенсии ей было отказано, так как основанием для назначения пенсии иностранному гражданину является получение им вида на жительство в РФ. 05 марта 2014 года она получила вид на жительство в РФ и в марте 2014 года ответчиком ей была назначена и выплачена пенсия за предшествующий период, начиная с 1 сентября 2013 года, при этом в выплате пенсии за период с 01 февраля 2013 года по 31 августа 2013 года ей отказано в связи с отсутствием вида на жительство в РФ.

В судебном заседании истец П. поддержала исковые требования, пояснив, что с января 2013 года проживает постоянно в той квартире, где зарегистрирована по месту жительства.

Представитель ответчика УПФР в Калининском районе Ш. возражала против иска, ссылаясь на правомерность отказа в выплате пенсии за период до сентября 2013 года.

Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил. Установил факт постоянного проживания П. по месту жительства в РФ с 11 января 2013 года. Обязал УПФР в Калининском районе назначить П. трудовую пенсию по старости с 01 февраля 2013 года и выплатить за период с 01 февраля 2013 года до 01 сентября 2013 года.

В апелляционной жалобе УПФР в Калининском районе просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что право на пенсию по нормам действующего законодательства имеют иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, к которым в силу Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» относятся лица, получившие вид на жительство. Временное проживание иностранного гражданина на территории РФ, подтвержденное в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, не дает права на назначение пенсии в РФ. Кроме того, в Соглашении о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года отсутствует норма, регулирующая сроки назначения пенсий переселившимся гражданам. Однако, согласно письму Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 при переселении гражданина, получившего пенсию в одном из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации на территории России в установленном порядке. Учитывая факт получения вида на жительство 05 марта 2014 года, регистрации по месту жительства 11 марта 2014 года, пенсия назначена с 01 сентября. 2013 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, истец П. является гражданкой Республики Казахстан, что подтверждается паспортом, согласно адресному листку убытия 03 января 2013 года выбыла с территории данного государства в г. Челябинск (л.д. 9 — 10, 28).

По месту жительства в Республике Казахстан П. была назначена и выплачивалась пенсия по старости, выплата которой была прекращена с 01 февраля 2013 года в связи с выездом на постоянное жительство в г. Челябинск, что ответчиком не оспаривалось.

П. 05 января 2013 года прибыла на территорию РФ, 01 марта 2013 года ей выдано разрешение на временное проживание на территории РФ на срок до 01 марта 2016 года, 15 марта 2013 года истица зарегистрирована по месту жительства по адресу: ул. ***, о чем свидетельствует отметка в паспорте иностранного гражданина (л.д. 10).

05 марта 2014 года П. выдан вид на жительство, 11 марта 2014 года она зарегистрирована по месту жительства по адресу: ул. *** (л.д. 12, 13 — 14).

11 марта 2014 года П. обратились в УПФР в Калининском районе с заявлениями о назначении трудовой пенсии (л.д. 43 — 48).

Решением УПФР в Калининском районе от 18 марта 2014 года П. с 01 сентября 2013 года назначена трудовая пенсия по старости по ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон «О трудовых пенсиях в РФ») (л.д. 32 — 42).

Из письма УПФР в Калининском районе от 20 марта 2014 года следует, ЧТО срок назначения пенсии с 01 сентября 2013 года определен в соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 за шесть месяцев до получения вида на жительство и регистрации по месту жительства в РФ (л.д. 6 — 8).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении иска.

Данный вывод судебная коллегия полагает правильным, так как он основан на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым ПО Ир- ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию РФ из бывших республик СССР, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества независимых государств от 13 марта 1992 года (далее Соглашение).

В соответствии со ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств — участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ч. 1 ст. 7).

При этом, как предусмотрено абз. 6 п. 1 письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18, при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств — участников Соглашения, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ.

В силу ст. 2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство.

Таким образом, по смыслу положений приведенных нормативных правовых актов, иностранный гражданин, переселившийся на постоянное жительство в РФ из государства — участника Соглашения, имеет право обратиться в территориальный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение в РФ, только после получения вида на жительство.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. В этой связи гражданин заведомо лишается права на получение пенсии по новому месту жительства на территории РФ до разрешения вопроса о получении вида на жительство, что не соответствует нормам международного и национального законодательства в области пенсионного обеспечения, а также принципам самого Соглашения, признающего необходимость защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, а также ответственности государств в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств — участников Соглашения.

Между тем, действующее законодательство, в соответствии с которым осуществляется пенсионное обеспечение граждан государств — участников Соглашения в случае их переезда в пределах территорий указанных государств, не содержит запретов на подтверждение юридически значимого факта постоянного проживания на территории РФ.

В соответствии со ст. ст. 264 и 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан при невозможности у заявителя подтвердить необходимое обстоятельство в ином внесудебном порядке.

В этой связи факт постоянного проживания в РФ в целях пенсионного обеспечения может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания гражданина на территории РФ и других обстоятельств дела.

Учитывая, что впервые по месту жительства в РФ П. была зарегистрирована 15 марта 2013 года, т.е. в течение шести месяцев со дня прибытия в РФ, приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: ***, в которой она фактически проживает с момента приезда в РФ, все ее действия, направленные на получение вида на жительство, свидетельствуют о намерениях проживать в РФ и подтверждает постоянное и непрерывное проживание на территории РФ, решение суда о наличии у истца права на пенсию с 1 февраля 2013 года является обоснованным, в связи с чем суд правомерно возложил на пенсионный орган обязанность по назначению и выплате пенсии истцу за период с 1 февраля 2013 года по 01 сентября 2013 года.

В этой связи доводы УПФР в Калининском районе, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, не исследованных судом первой инстанции, не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, опровергающие выводы суда, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 08 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *