В удовлетворении исковых требований о признании действий государственного органа незаконными, обязании устранить допущенные нарушения отказано, так как доказательств нарушения прав истца в результате каких-либо незаконных действий ответчика по невыполнению подсчета выслуги лет на момент перевода на наземную должность истцом не представлено.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 13.08.2014 по делу N 33-6554/14

Судья: Смолина Т.С.

Судья-докладчик: Астафьева О.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Гуревской Л.С.,

судей Кравченко Е.Г., Астафьевой О.Ю.,

при секретаре М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании действий Военного комиссариата Иркутской области незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе заявителя К.

на решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 5 мая 2014 года,

установила:

К. обратился с заявлением в суд, указав, что с 1991 года он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.

Он неоднократно обращался в военный комиссариат Иркутской области с вопросом о праве исчисления пенсии с летного оклада, на момент перевода с летной работы на службу, но ответа не получил.

Военный комиссариат Иркутской области не делает подсчет выслуги на момент его перевода с летной работы, в результате чего нельзя определить правильность исчисления его пенсии. Непредставление расчета выслуги лет на момент перевода его на наземную должность и непринятие мер по устранению нарушений нарушает его права и законные интересы.

Во время перевода его на наземную должность для исчисления пенсии с летного должностного оклада ранее необходимо было иметь двадцать пять лет выслуги. Впоследствии законодательство изменилось, и для исчисления пенсии с летного должностного оклада необходимо стало иметь всего лишь двадцать лет выслуги. Причину, по которой Военный комиссариат Иркутской области отказывается выполнить подсчет выслуги лет на момент перевода его на наземную должность, не знает. Все необходимые данные должны быть в личном деле, а если они отсутствуют, тогда комиссариату следует выполнить необходимые запросы.

Неопределенность в данном вопросе доставляет ему нравственные и физические страдания.

К., уточнив исковые требования, просил суд признать незаконным действие Военного комиссариата Иркутской области по невыполнению подсчета его выслуги лет на момент перевода на наземную должность; обязать Военный комиссариат Иркутской области выполнить подсчет выслуги лет на момент перевода с летной должности на наземную воинскую должность в отношении него; взыскать с Военного комиссариата Иркутской области моральный вред в его пользу (данные изъяты) рублей.

Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 5 мая 2014 года К. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе К., повторив доводы иска, просит об отмене решения по мотивам его незаконности и необоснованности.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Военного комиссариата Иркутской области по доверенности Н. указал на законность и обоснованность судебного решения.

Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., объяснения представителя Военного комиссариата Иркутской области по доверенности Б., согласившейся с решением суда, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Под действиями и решениями, предусмотренными ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно-властное повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.

Таким образом, при рассмотрении дел данной категории, суду надлежит установить какие именно права и законные интересы гражданина нарушены, и в результате каких действий (бездействия), решений госорганов и должностных лиц.

Согласно пункту 5 статьи 1 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237 особенности поступления на военную службу отдельных категорий граждан Российской Федерации и прохождения военной службы отдельными категориями военнослужащих устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 14 статьи 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.

В силу пункта 21 приказа Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ» в целях упорядочения работы по увольнению военнослужащих, практической реализации единого порядка увольнения соблюдаются следующие требования: направления личного дела военнослужащего в соответствующий финансово-экономический орган для исчисления выслуги лет на пенсию.

Пунктом 22 приказа Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ» определено, что работа по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, проводится непосредственными командирами (начальниками) при активном участии кадровых, военно-медицинских и финансово-экономических органов с привлечением аттестационных комиссий и начальников родов войск и служб.

Командир (начальник) воинской части обязан, в том числе в случае увольнения: направить личное дело военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий финансово-экономический орган для подсчета выслуги лет на пенсию; за три месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта, довести военнослужащему принятое решение о его дальнейшем служебном предназначении; провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы с привлечением при необходимости представителей кадрового, финансово-экономического органов и юридической службы. В ходе беседы с военнослужащим оформляется лист беседы по форме согласно приложению N 8 к настоящей Инструкции.

Лист беседы военнослужащего хранится в его личном деле.

В силу пункта 24 приказа Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ» контроль за своевременным увольнением военнослужащих ведется в кадровых органах (штабах) воинских частей в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 3 Положения о военных комиссариатах, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением.

Согласно подпункту 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 основными задачами военных комиссариатов является, в том числе, осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Действующее на момент увольнения К. законодательство предусматривало определение Советом Министров СССР порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии. (ст. 19 Закона от 28 апреля 1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих»)

В соответствии с п. 9 Постановления Совета Министров СССР от 24 июля 1990 года N 725 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам определено, что пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей в зависимости от последнего места службы этих военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава осуществляется: Министерством обороны СССР в отношении военнослужащих Советской Армии.

Разрешая заявленные требования, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, дав им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что не усматривается нарушений Военным комиссариатом Иркутской области каких-либо прав и законных интересов заявителя К.

Подсчет выслуги лет для назначения пенсии военнослужащему производится финансово-экономическим органом по направлению командира (начальника) личного дела военнослужащего, проходящего военную службу по контракту непосредственно перед увольнением в запас, который производится один раз за всю службу.

Как усматривается из личного дела военнослужащего, расчет выслуги лет для назначения пенсии К. произведен в Дата изъята году перед выходом на пенсию Ф.

Какого-либо подсчета выслуги лет за период иного времени прохождения военной службы законом не предусмотрено.

В листе беседы с военнослужащим при увольнении с военной службы в Дата изъята году была указана должность оперативного дежурного пункта войсковой части Номер изъят и расчет выслуги лет, с которыми К. был ознакомлен.

Согласно копии заявления К. он просил выслать копию подсчета выслуги лет до назначения его на должность штурмана наведения командного пункта. На указанное заявление К. был дан ответ, в котором указывалось, что такой расчет на момент назначения на наземную должность «штурман наведения командного пункта» представить не могут, так как такого расчета в личном деле нет.

Доказательств нарушения прав К. в результате каких-либо незаконных действий Военного комиссариата Иркутской области по невыполнению подсчета выслуги лет на момент перевода на наземную должность К. судом не установлено.

При этом, как усматривается из личного дела К., ему неоднократно указывался порядок расчета и исчисления пенсии исходя из тарифного разряда, а также указывалось на отсутствие правовых оснований для пересмотра назначенной пенсии в другом размере (ответ от Дата изъята).

Установив отсутствие незаконности действий Военного комиссариата Иркутской области по невыполнению подсчета выслуги лет на момент перевода на наземную должность К., суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности выполнить подсчет выслуги лет на момент перевода с летной должности на наземную воинскую должность К., а также во взыскании компенсации морального вреда.

Судом обоснованно указано на то, что заявитель, в случае не согласия с размером установленной ему пенсии, не лишен права на защиту своих прав путем обращения в суд с соответствующим исковым заявлением.

Давая оценку действиям Военного комиссариата Иркутской области, суд правильно указал о их соответствии «Положению о порядке прохождения военной службы», утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237, приказу Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ», Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 1609.

Выводы суда, изложенные в решении, подробно мотивированы, основаны на нормах материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на иной оценке доказательств об обстоятельствах правильно установленных судом первой инстанции, и свидетельствуют о неверном толковании заявителем норм действующего законодательства Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 5 мая 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу К. — без удовлетворения.

Председательствующий
Л.С.ГУРЕВСКАЯ

Судьи
Е.Г.КРАВЧЕНКО
О.Ю.АСТАФЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *