В удовлетворении исковых требований о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с учетом дополнительной жилой площади отказано, так как соответствующим законом право на дополнительную жилую площадь в связи с тем, что истец является инвалидом, не предусмотрено, и данный вопрос не относится к ведению ответчика.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 14.08.2014 по делу N 33-6583/2014

Судья: Исакова Н.Н.

Судья-докладчик: Орлова Е.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Орловой Е.Ю.,

судей Ивановой О.Н., Малиновской А.Л.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ф.А. к ГУ МВД России по Иркутской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с учетом дополнительной жилой площади, взыскании суммы единовременной социальной выплаты,

по апелляционной жалобе истца Ф.А.

на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 03 июня 2014 года

установила:

Ф.А. обратился в суд ГУ МВД России по Иркутской области с иском о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с учетом дополнительной жилой площади, взыскании суммы единовременной социальной выплаты.

В обоснование требований указал, что Дата изъята вследствие полученной (данные изъяты) был уволен со службы в органах внутренних дел по (данные изъяты). Заключением ВТЭК от Дата изъята установлена (данные изъяты) группа инвалидности, с Дата изъята — бессрочно.

Дата изъята в период прохождения службы истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Дата изъята истец принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе (данные изъяты), в том числе жены Ф.Б., сына Ф.В., Дата изъята рождения.

Первоначально общая площадь помещения, исходя из которой подлежала расчету единовременная выплата, была определена ответчиком в размере (данные изъяты) из площади жилого помещения, подлежавшего представлению семье из трех человек вычиталась общая площадь квартиры, принадлежащей истцу и его жене на праве общей долевой собственности (данные изъяты)

Согласно пункту 29 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» закрепленное им общее правило о расчете выплаты сотруднику как разницы между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью принадлежащих ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых по договору социального найма жилых помещений не распространяется в частности, на случаи наличия в составе семьи, совместно проживающего в жилом помещении, больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и отсутствует иное жилое помещение (п. 4 ст. 4 Закона от 19.07.2011).

Решением комиссии (протокол заседания от Дата изъята Номер изъят) на основании заявления и представленного протокола врачебной комиссии ОГУЗ И.» от Дата изъята, подтвердившей, что имеющееся у истца заболевание подпадает под Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, общая площадь помещения, исходя из которого, подлежит расчету единовременная выплата, изменена и определена в размере (данные изъяты)

Вместе с тем, истцу отказано в учете при исчислении размера единовременной выплаты права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного Федеральным законом Дата изъята N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в случае, если инвалид страдает тяжелой формой хронического заболевания, со ссылкой на то, что в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона о социальных гарантиях иные основания для учета права на дополнительную площадь жилого помещения данным законом не предусмотрены.

Одним из последствий, полученной истцом при исполнении служебных обязанностей военной травмы стало хроническое психическое расстройство. Указанное заболевание подпадает под действие Постановления Правительства РФ от Дата изъята Номер изъят «Об утверждения перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

В связи с указанным истец полагал, что, с учетом права на дополнительную жилую площадь, общая площадь жилого помещения для расчета выплаты должна составить (данные изъяты) и, следуя закрепленной п. 27 Постановления Номер изъят формуле расчета единовременной социальной выплаты, ее размер составляет (данные изъяты).

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, предоставлено право на получение жилого помещения вне очереди.

На основании изложенного, истец просил признать за ним право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения с учетом общей площади жилого помещения (данные изъяты); взыскать с ответчика в пользу истца (данные изъяты) в счет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании истец Ф.А., его представитель С. заявленные требования поддержали.

Представитель ГУ МВД России по Иркутской области Д. требования не признала.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 03 июня 2014 года исковые требования — оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Ф.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что, по мнению суда, право на дополнительную жилую площадь может быть реализовано при предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем, Закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон о социальных гарантиях, Федеральный закон N 247-ФЗ) определяет формы реализации конституционного права на жилище, к числу которых наряду с предоставлением жилья по договору социального найма относится единовременная социальная выплата. Поскольку истец избрал в качестве формы реализации права на жилье предоставление такой выплаты, ее расчет не может осуществляться без учета права на дополнительную жилую площадь

Полагает, что суд необоснованно сослался на позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определении от 24.02.2005 N 50-О, поскольку в указанном определении говорится о членах семьи военнослужащих — инвалидах, обладающих самостоятельным правом на получение жилья. В рамках настоящего дела заболеванием, при наличии которого предоставляется право на дополнительную жилую площадь, страдает сам истец.

Суд ссылается на то, что Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 в случаях, когда предполагается применение исключительно Закона о социальных гарантиях, содержит указание на определенные нормы именно этого закона. Между тем, в отношении права на дополнительную жилую площадь (п. 28 Постановления) такое указание отсутствует, в связи с чем, ограничительное толкование данного пункта недопустимо.

Считает, что неурегулированность порядка предоставления вне очереди единовременной выплаты сотруднику органов внутренних дел, уволенному по состоянию здоровья и страдающему заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей по аналогии с гражданами, также страдающими таким заболеваниями, но не проходившими службу в органах внутренних дел, не может являться основанием для отказа в предоставлении истцу такой выплаты вне очереди.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ МВД России по Иркутской области Д. выражает согласие с решением суда.

Заслушав доклад судьи Орловой Е.Ю., объяснения истца Ф.А., его представителя С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, обсудив приведенные в них доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее — единовременная социальная выплата). Такая выплата предоставляется, в частности, сотруднику при условии, что он является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 247-ФЗ установлена норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма, которая на семью из трех и более человек составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 данной статьи (ч. 2 ст. 7).

Согласно п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223), решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти.

Пунктом 29 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается, как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 — 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Судебной коллегией установлено и подтверждается материалами дела, что истец Ф.А. Дата изъята уволен со службы в органах внутренних дел по (данные изъяты) вследствие получения (данные изъяты), что подтверждается актом освидетельствования во ВТЭК от Дата изъята. Заключением ВТЭК от Дата изъята истцу установлена (данные изъяты) группа инвалидности, с Дата изъята — бессрочно (справка МСЭ от Дата изъята Номер изъят).

Согласно выписке из приказа начальника УВД Иркутской области от Дата изъята, выслуга лет Ф.А. на день увольнения составила (данные изъяты)

Истец Дата изъята в период прохождения службы принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Дата изъята на основании его заявления, был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе (данные изъяты), в том числе жены Ф.Б., сына Ф.В, Дата изъята рождения.

У истца и его супруги имеется в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, приобретенное по договору участия в долевом строительстве на кредитные средства, предоставленные на основании договора Номер изъят от Дата изъята с ОАО «ФИО15» на срок до Дата изъята под (данные изъяты) годовых.

Распоряжением Номер изъят от Дата изъята первоначально общая площадь помещения, исходя из которой подлежала расчету единовременная выплата, была определена ответчиком в размере (данные изъяты) из произведения, полученного в результате умножения нормы предоставления площади жилого помещения на семью из трех человек (ст. 7 Федерального закона о социальных гарантиях (данные изъяты) вычиталась общая площадь квартиры, принадлежащей истцу и его супруге на праве общей долевой собственности — (данные изъяты)

В последующем на основании заявления истца и представленного протокола врачебной комиссии ОГУЗ «<адрес изъят> психоневрологический диспансер» от Дата изъята, подтверждающего, что имеющееся у истца заболевание подпадает под Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (пункт 3), утвержденный Постановлением Правительства РФ от Дата изъята Номер изъят, общая площадь помещения, исходя из которой подлежит расчету единовременная выплата, определена комиссией в размере (данные изъяты) что подтверждается протоколом заседания комиссии от Дата изъята Номер изъят, утв. распоряжением ГУ МВД России по Иркутской области (данные изъяты)

В обоснование исковых требований Ф.А. ссылался на предусмотренное пунктом 28 Правил положение об учете при расчете размера единовременной выплаты права на дополнительную площадь жилого помещения, предоставляемую в случаях, установленных законодательством РФ, полагая, что имеет право на предоставление суммы единовременной социальной выплаты с учетом дополнительной площади жилого помещения в соответствии с Федеральным законом 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. В указанный перечень включены, в том числе психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

Статус Ф.А., как страдающего заболеванием, которое подходит под действие постановления Правительства РФ от Дата изъята N 817, подтверждается представленной в материалы дела справкой И. Номер изъят от Дата изъята и ответчиком не оспаривается.

Отказывая в удовлетворении соответствующих требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральным законом N 247-ФЗ право на дополнительную жилую площадь в связи с тем, что истец является инвалидом, не предусмотрено, и предоставление дополнительной жилой площади инвалидам не относится к ведению ГУ МВД России по Иркутской области, в связи с чем, оснований для признания за истцом права на единовременную социальную выплату с учетом дополнительной площади, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, не имеется. При этом предоставление истцу социальной выплаты в порядке Федерального закона N 247-ФЗ не исключает его права, как инвалида на дополнительную площадь предусмотренную постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, в порядке и при соблюдении условий, предусмотренных жилищным законодательством.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, полагает его основанным на системном анализе норм ч. 3, 4 ст. 7 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 10, 13, 14, ч. 4 ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», с учетом правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 50-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Восточно-Сибирского окружного военного суда о проверке конституционности пункта 8 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой невключение в расчет размера субсидии права на дополнительную жилую площадь не может рассматриваться, как ограничение прав и свобод инвалидов, поскольку в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вправе реализовать право на получение жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при обеспечении их государственной или муниципальной жилой площадью по договору социального найма.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что наличие имеющегося у истца заболевания в настоящее время учтено ответчиком в порядке п. 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223) при расчете единовременной выплаты на состав семьи из (данные изъяты) в размере (данные изъяты) то есть без вычета общей площади имеющего у истца в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, общей площадью (данные изъяты)

Из смысла Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения является мерой социальной поддержки государства сотрудникам органов внутренних дел, не имеющим жилья, либо не обеспеченным им по нормам предоставления. Порядок и условия ее предоставления специально определены данным Федеральным законом и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223.

В соответствии с пунктом 31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет. При этом право на внеочередное получение социальной выплаты действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истца, основанных на ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, о взыскании с ответчика в его пользу (данные изъяты) в счет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещении, поскольку истец вправе получить единовременную социальную выплату только в установленном порядке исходя из даты постановки на учет.

Выводы, изложенные в решении суда, мотивированы, соответствуют нормам материального, процессуального права, подлежащим применению в рамках рассматриваемого спора, материалам дела и исследованным в судебном заседании доказательствам, не соглашаться с оценкой которых у судебной коллегии нет оснований.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают правильных и мотивированных выводов суда по существу рассматриваемого спора, основаны на неправильном толковании норм материального права, поэтому во внимание не принимаются.

Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 03 июня 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.А. — без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Ю.ОРЛОВА

Судьи
О.Н.ИВАНОВА
А.Л.МАЛИНОВСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *