В удовлетворении заявления о признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения отказано правомерно, поскольку заявителем в установленные сроки не представлены в избирательную комиссию документы, необходимые для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Оснований для признания нелегитимности избирательной комиссии района не установлено.

Апелляционное определение Ярославского областного суда от 01.09.2014 по делу N 33-5414/2014


Судья Патрунов С.Н.


Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.

судей Малахова В.А., Суринова М.Ю.

при секретаре М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.

01 сентября 2014 года

гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 21 августа 2014 года, которым постановлено:

"В удовлетворении требований С., отказать".

Судебная коллегия


установила:

Решением территориальной избирательной комиссии Ярославского района (далее по тексту - ТИК ЯР) N 82/603 от 05.07.2014 года назначены выборы Главы городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области на 14 сентября 2014 года.

Решением ТИК ЯР N от ДД.ММ.ГГГГ С., выдвинутому Ярославским областным отделением политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, отказано в регистрации кандидатом на должность Главы городского поселения Лесная поляна Ярославского муниципального района Ярославской области на выборах 14 сентября 2014 года.

Оспариваемое решение принято на основании пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 67-ФЗ), пп. "в" п. 8<1> ст. 50 Закона ЯО от 02.06.2003 N 27-з (ред. от 25.06.2014) "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (далее по тексту - Закон ЯО), согласно которым основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Законом N 67-ФЗ, Законом ЯО для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. ТИК ЯР установлено, что С. при сдаче документов для выдвижения и регистрации не представил документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, чем нарушил п. 9<1> ст. 46 Закона ЯО. Кроме того, С. не уведомил избирательную комиссию об отказе в создании избирательного фонда и не представил документ "Сведения об изменениях данных о кандидате, предоставленных ранее при выдвижении" в соответствии с пп. 2 - 3 статьи 44 Закона ЯО, либо заявление, в случае отсутствия изменений. ДД.ММ.ГГГГ С. представил в ТИК ЯР следующие документы: уведомление об отказе от создания избирательного фонда, заявление об отсутствии изменений в сведениях о кандидате. Постановление N от ДД.ММ.ГГГГ заседания Политбюро ЦК политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России.

С. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить оспариваемое решение, обратить решение суда к немедленному исполнению. Требование мотивированы тем, что ТИК ЯР приняла оспариваемое решение нелегитимным составом, так как председатель ТИК ЯР К. является заместителем главы Ярославского муниципального района Ярославской области, что противоречит требованиям п. 16 ст. 27 Закона ЯО.

ДД.ММ.ГГГГ С. дополнил требования, просил также обязать ТИК ЯР зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Главы городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области. Привел дополнительные основания для заявленных требований:

- при принятии оспариваемого решения отсутствовала часть членов комиссии, включая ее председателя, что является нарушением п. 10 ст. 30 Закона ЯО, согласно которому член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии;

- финансирование ТИК ЯР осуществляется с нарушением п. 2 ст. 69 Закона ЯО, согласно которому главным распорядителем средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов, является избирательная комиссия муниципального образования. ТИК ЯР не является избирательной комиссией муниципального образования К. не вправе распоряжаться денежными средствами;

- пп. "в" п. 8<1> ст. 50 Закона ЯО не является императивным. ТИК ЯР имеет право отказать кандидату, но не обязан делать это при отсутствии документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

- заявитель не является членом политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, с ее уставом не знаком, поэтому не мог знать о необходимости согласования выдвижения его кандидатуры с вышестоящим органом данной партии.

ДД.ММ.ГГГГ С. дополнил основания требований следующими:

- полномочия избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона N 67-ФЗ могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования. Насколько заявителю известно, представительный орган местного самоуправления Ярославского муниципального района с подобным обращением к Избирательной комиссии Ярославской области не обращался, а соответствующее решение не принималось, поэтому исполнение ТИК Ярославского района не предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочий, является незаконным.

ДД.ММ.ГГГГ С. обратился в суд с уточненным заявлением, в котором дополнительно просил признать ТИК Ярославского района неправомочной на проведение выборов городского поселения Лесная поляна, назначенных на 14 сентября 2014 года. Привел новые основания требований, указав, что возложение полномочий избирательной комиссии муниципального образования на ТИК возможно только на промежуток времени, ограниченный избирательной кампанией, следовательно, Постановление Избирательной комиссии Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N о возложении на ТИК Ярославского района полномочий избирательной комиссии муниципального образования не имеет силы для выборов, назначенных на 14 сентября 2014 года. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении ходатайства о принятии уточненного искового заявления отказано.

Судом вынесено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушению норм процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав С., представителя ТИК ЯР по доверенности Л., заключение прокурора Касаткиной Е.А., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.

Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу, что отказ территориальной избирательной комиссии Ярославского района в регистрации С. кандидатом на должность Главы городского поселения Лесная Поляна является законным. С. в установленные сроки, не представлены в территориальную избирательную комиссию документы необходимые в соответствии с ФЗ N 67-ФЗ, Законом ЯО для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а именно: документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, уведомление об отказе в создании избирательного фонда и сведения об изменении данных о кандидате, предоставленных ранее при выдвижении. Оснований для признания не легитимности Территориальной избирательной комиссии Ярославского района не установлено.

С указанными выводами, судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону.

В соответствии с п. 10 ст. 44 Закона ЯО выдвижение кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ярославской области и на должность главы муниципального образования Ярославской области, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов начинается за 60 дней и заканчивается за 40 дней до дня голосования.

Решением Территориальной избирательной комиссии Ярославского района N 82/603 от 05.07.2014 года назначены выборы Главы городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области на 14 сентября 2014 года.

Из содержания приведенных правовых предписаний следует, что кандидаты на должность Главы городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области на выборах, назначенных на 14 сентября 2014 г., обязаны представить для выдвижения и регистрации необходимые документы не позднее 04 августа 2014 г.

В соответствии с пп. г п. 9<1> ст. 46 Закона ЯО при выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования избирательным объединением в организующую выборы избирательную комиссию, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 44 настоящего Закона, представляется документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Согласно п. 6.3 Устава политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России в редакции от 22.12.2013 года к компетенции Конференции регионального отделения относится в том числе вопрос выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления после утверждения решения о выдвижении Политбюро ЦК.

Согласно ст. 71 Закона ЯО кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

При проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

Из материалов дела следует, что С. в установленные законом сроки не представил все предусмотренные законом документы необходимые для выдвижения и регистрации в качестве кандидата, в связи с чем, ТИК ЯР ДД.ММ.ГГГГ приняла обоснованное решение об отказе в регистрации С. кандидатом на должность Главы городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района.

Доводы жалобы о том, что Территориальная комиссия Гаврилов-Ямского района зарегистрировала кандидата от политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России без предоставления согласования его выдвижения федеральными органами партии, что на выборах депутатов в Ярославскую областную Думу в ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия ЯО отказала в принятии такого согласования и зарегистрировала список кандидатов от политической партии, судебная коллегия считает несостоятельными.

Указанные обстоятельства значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что п. 9<1> ст. 46 Закона ЯО введен Законом ЯО от 02.04.2014 N 9-з и касается выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования.

Доводы жалобы о неправомочности ТИК ЯР, в связи с тем, что постановление Избирательной комиссии Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N о возложении на ТИК Ярославского района полномочий избирательной комиссии муниципального образования городского поселения Лесная Поляна не имеет силы для выборов назначенных на 14 сентября 2014 года, судебной коллегией не принимаются.

Указанные требования не являлись предметом рассмотрения по настоящему делу, поскольку определением Ярославского районного суда Ярославской области от 21.08.2014 года в принятии указанных исковых требований было отказано.

В силу п. 4 ст. 327-1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

Апелляционную жалобу С. на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 21 августа 2014 года оставить без удовлетворения.