О признании частично недействующим распоряжения Администрации Кемеровской области от 28.03.1997 N 246-р О мерах по улучшению лекарственного обеспечения в Кемеровской области.

Решение Кемеровского областного суда от 16.02.1998 N 3-3/98

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Фроловой Т.В.,

при секретаре П.Е.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании недействительным распоряжения Главы администрации Кемеровской области N 246-р от 28.03.97 «О мерах по улучшению лекарственного обеспечения в Кемеровской области»,

установил:

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением в котором просит признать недействительными пункты 1.1; 1.2.2; 1.2.3; пункт 1.2.1 в части утверждения департаментом охраны здоровья населения Администрации Кемеровской области совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области учредительных документов государственных фармацевтических и аптечных предприятий распоряжения Главы администрации Кемеровской области N 246-р от 28.03.97 «О мерах по улучшению лекарственного обеспечения в Кемеровской области», поскольку они приняты в нарушение действующего законодательства.

Требования мотивированы тем, что пунктами 1.2; 1.2.1 распоряжения предусмотрено, что департамент охраны здоровья населения Администрации области утверждает совместно с комитетом по управлению имуществом Кемеровской области учредительные документы государственных фармацевтических и аптечных предприятий, а пунктом 1.2, 1.2.2 предусмотрено право департамента охраны здоровья населения Администрации области назначать и увольнять руководителей государственных фармацевтических и аптечных учреждений, находящихся в областной собственности.

Однако указанные пункты приняты в нарушение положений содержащихся в п. 2 Типового Положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающие правами и полномочиями территориального агентства государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (утв. Указом Президента РФ N 1231 от 14.10.92), предусматривающем, что право утверждать уставы государственных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с их руководителями предоставлено комитетам по управлению государственным имуществом. В силу п. 1.6 названного Типового Положения полномочия комитета могут быть переданы городскому, районному комитету по управлению имуществом только в части управления, распоряжения имуществом края, области. При этом краевой, областной комитет по управлению имуществом своим распоряжением наделяет правами территориального агентства районный (городской) комитет по управлению имуществом, а не департаменты органа исполнительной власти субъекта Федерации. Не допускается передача иных полномочий комитета никаким другим органам государственного управления и юридическим лицам, в том числе и департаменту охраны здоровья населения Администрации Кемеровской области. В силу ст. ст. 295 п. 1, 113 п. 4 ГК РФ назначать директором (руководителем) предприятие вправе также собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении (т.е. комитет по управлению госимуществом Кемеровской области) либо орган, уполномоченный собственником. Однако, в силу п. 2 названного Типового Положения комитет по управлению госимуществом Кемеровской области не делегировал департаменту охраны здоровья населения Администрации Кемеровской области полномочия назначать на должность и увольнять с должности руководителей государственных фармацевтических и аптечных учреждений, находящихся в областной собственности.

Законом РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов, краевой, областной администрации», Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан в компетенцию органов управления субъекта Федерации, в частности, департамента охраны здоровья населения, так же не отнесено право утверждения учредительных документов государственных предприятий, находящихся в областной собственности.

Предусмотренное п. 1.2.3 распоряжения право представления в комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области кандидатур для назначения руководителей государственных фармацевтических и аптечных предприятий, находящихся в областной собственности, а также согласование условий контрактов, заключаемых с ними комитетом также не предоставлено действующим законодательством департаменту охраны здоровья населения Администрации Кемеровской области.

Пункт 1.1 распоряжения обязывает представлять государственные фармацевтические и аптечные предприятия и учреждения, находящиеся в собственности Кемеровской области, в департамент охраны здоровья населения Администрации Кемеровской области квартальную, годовую статистическую и бухгалтерскую отчетность, а также другую информацию по формам, утвержденным этим департаментом.

Однако данный пункт противоречит ст. 15 Закона РФ «О бухгалтерском учете» предусматривающей, что бухгалтерская отчетность предоставляется учредителям, собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Представитель прокурора Кемеровской области — помощник прокурора Байдикова О.Г. требования в судебном заседании поддержала в полном объеме.

Представитель Администрации Кемеровской области и представитель департамента охраны здоровья населения Администрации Кемеровской области, привлеченный в качестве заинтересованного лица, требования прокурора области признали частично, пояснили, что требования по п. п. 1.2.1; 1.2.3 признают полностью, п. 1.1 — в части, касающейся государственных фармацевтических и аптечных предприятий; требования по п. 1.2.2 — не признают, поскольку в силу ст. 31 Закона РФ «О некоммерческих предприятиях» департамент охраны здоровья населения АКО как орган, относящийся к исполнительному органу власти и являющемся юридическим лицом, вправе создавать государственные учреждения, соответственно департамент наделен правами указанными в п. 1.2.2 в части касающейся государственных фармацевтических и аптечных учреждений, находящихся в областной собственности.

Выслушав, участвующих в деле лиц, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

Пунктом 1.2, 1.2.1 распоряжения департаменту охраны здоровья населения Администрации области предоставлено право утверждать совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области учредительные документы государственных фармацевтических и аптечных предприятий и учреждений, находящихся в областной собственности.

Указанный пункт оспаривается прокурором области в части касающейся права департамента совместно с комитетом утверждать учредительные документы государственных фармацевтических и аптечных предприятий.

В оспариваемом пункте 1.2.3 департаменту предоставлено право представлять в комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области кандидатуры для назначения в установленном порядке руководителей государственных фармацевтических предприятий, находящихся в областной собственности, а также согласовывать условия контрактов, заключенных с ними комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области.

Указанные положения названных пунктов приняты с нарушением действующего законодательства.

Так, согласно п. 2 Типового Положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (утв. Указом Президента РФ от 14.10.92 N 1231) право утверждать уставы государственных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с их руководителями предоставлено комитетам по управлению государственным имуществом.

Не допускается передача перечисленных полномочий областного комитета по управлению имуществом никаким другим органам государственного управления и юридическим лицам (п. 1.6 Типового Положения).

Законом РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов, краевой, областной администрации», Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан в компетенцию органов управления субъекта Федерации, каковым является департамент охраны здоровья населения АКО, также не отнесено право утверждения учредительных документов государственных предприятий, находящихся в областной собственности, представления в комитет по управлению госимуществом Кемеровской области кандидатур для назначения руководителей государственных фармацевтических и аптечных предприятий, находящихся в областной собственности и согласование условий контрактов, заключаемых с ними комитетом по управлению госимуществом Кемеровской области.

В силу изложенного, суд считает, что оспариваемые положения указанных пунктов распоряжения приняты с нарушением действующего законодательства.

Пунктом 1.2.2 департамент охраны здоровья населения Администрации области наделен правом назначать и увольнять руководителей государственных фармацевтических и аптечных учреждений, находящихся в областной собственности.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Как пояснили представители Администрации Кемеровской области и департамента по охране здоровья населения Администрации Кемеровской области, на основании ст. 31 Закона РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 департамент, являющийся юридическим лицом, вправе создавать учреждения, соответственно как собственник учреждения, департамент вправе назначать и увольнять руководителей учреждений.

Однако в названном пункте распоряжения речь идет о государственных фармацевтических и аптечных учреждениях, находящихся в областной собственности. Департамент же не является собственником имущества области, в том числе фармацевтических и аптечных учреждений, находящихся в областной собственности, поскольку такие учреждения им не принадлежат и им не созданы. Это не отрицал представитель департамента в судебном заседании, который пояснил, что государственные фармацевтические и аптечные учреждения, находящиеся в областной собственности, создаются на основе имущества, принадлежащего комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области.

Комитет по управлению имуществом Кемеровской области не наделял департамент правом по управлению имуществом области (п. 1.6 Типового Положения о комитете).

Кроме того, управление некоммерческой организацией, разновидностью которой является учреждение (ст. 9 Закона РФ «О некоммерческих организациях»), определяется Законом РФ «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Поэтому департамент охраны здоровья населения Администрации области не вправе единолично назначать и увольнять руководителей государственных фармацевтических и аптечных учреждений, находящихся в областной собственности, в связи с чем положения названного пункта приняты с нарушением действующего законодательства.

Оспариваемый пункт 1.1 распоряжения обязывает представлять государственные фармацевтические и аптечные учреждения и предприятия, находящиеся в собственности Кемеровской области, в департамент охраны здоровья населения АКО квартальную, годовую статистическую и бухгалтерскую отчетность, а также другую информацию по формам, утвержденным этим департаментом.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О бухгалтерском учете» все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность учредителям, участникам организаций или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

По мнению суда, исходя из смысла ст. 15 Закона, положения оспариваемого пункта противоречат действующему законодательству в части касающейся возложения такой обязанности только в отношении государственных фармацевтических и аптечных предприятий, находящихся в областной собственности, поскольку департамент не является учредителем либо собственником имущества таких предприятий.

Что касается учреждений, то как финансируемые из бюджета области, они в силу п. 3 ст. 15 Закона РФ «О бухгалтерском учете» представляют квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу, каковым для них является орган управления субъекта Федерации в лице департамента охраны здоровья населения АКО.

По изложенным мотивам заявление прокурора Кемеровской области подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 192 — 197 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Кемеровской области удовлетворить частично.

Пункты 1.2.2, 1.2.3 распоряжения Главы администрации Кемеровской области N 246-р от 28.03.97 «О мерах по улучшению лекарственного обеспечения в Кемеровской области» признать недействительными.

Пункт 1.2.1 названного распоряжения признать недействительным в части утверждения департаментом охраны здоровья населения Администрации Кемеровской области совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области учредительных документов государственных фармацевтических и аптечных предприятий.

Пункт 1.1 названного распоряжения признать недействительным в части возложения на государственные фармацевтические и аптечные предприятия, находящиеся в собственности Кемеровской области, обязанности предоставлять в департамент охраны здоровья населения квартальную, годовую, статистическую и бухгалтерскую отчетность, а также другую информацию по формам, утвержденным этим департаментом.

Перечисленные положения пунктов названного распоряжения признать недействительными со дня издания этого распоряжения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.

Судья
Кемеровского областного суда
Т.В.ФРОЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *