О признании частично недействующим Закона Кемеровской области от 06.10.1997 N 33-ОЗ Об обеспечении пожарной безопасности.

Решение Кемеровского областного суда от 17.08.1998 N 3-46/98

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Фатьяновой И.П.,

при секретаре П.Е.Ю.,

с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области в интересах государства и общества о признании недействительными ст. ст. 3, 6, ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Закона Кемеровской области «Об обеспечении пожарной безопасности» от 06.10.1997, суд,

установил:

6 октября 1997 г. Законодательным Собранием Кемеровской области принят Закон Кемеровской области «Об обеспечении пожарной безопасности» N 33-ОЗ, который вступил в действие с момента опубликования 21.10.1997.

Статьей 2 Закона Кемеровской области устанавливаются виды пожарной безопасности — охраны. При этом ст. 3 Закона области Государственная противопожарная служба делится на: территориальные и объектовые подразделения.

Ст. 6 Закона области определяется круг лиц, которые относятся к личному составу Государственной противопожарной службы, это: 1) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (сотрудники); 2) лица, не имеющие специальных или военных знаний (работники).

Частью 2 ст. 7 и ч. 3 ст. 8 Закона предусмотрено финансирование льгот, предоставляемых личному составу Государственной противопожарной службы, из средств органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона области личному составу Государственной противопожарной службы предоставлено право получения беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищной строительство, либо на покупку жилья, с рассрочкой на 20 лет и погашением 75% предоставленной ссуды за счет средств Федерального бюджета или средств бюджета Кемеровской области.

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании указанных выше статей Закона «Об обеспечении пожарной безопасности» недействительными.

Свои требования прокурор обосновал тем, что указанные нормы противоречат требованиям действующего законодательства, а именно Федеральному Закону «О пожарной безопасности», Закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закону РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов».

Указывает, что установив в законе области право на получение беспроцентной ссуды на приобретение жилья всему личному составу Государственной противопожарной службы, Законодательное Собрание вышло за пределы своих полномочий и нарушило требования п. «з» ст. 71 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор свои требования поддержал.

Представители Законодательного Собрания и Администрации Кемеровской области заявленные прокурором требования признали частично.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О пожарной безопасности» подразделениями Государственной противопожарной службы являются территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах; объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях; специализированные подразделения, созданные в целях тушения крупных пожаров.

В Законе Кемеровской области вид подразделения — специализированные подразделения противопожарной службы, созданные в целях тушения крупных пожаров отсутствует.

Ст. 20 Федерального Закона «О пожарной безопасности» предусматривает, что субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

В связи с изложенным суд считает, что, исключив из структурной организации службы один из видов подразделения Государственной противопожарной службы — специализированные подразделения, Законодательное Собрание области снизило требования Закона к системе организации противопожарной безопасности на территории Кемеровской области.

Доводы представителей Законодательного Собрания и Администрации Кемеровской области о том, что на территории Кемеровской области исключена возможность крупных пожаров, а если они и возникнут, то этим должны заниматься объектовые подразделения и создание специализированных подразделений экономически невыгодно, суд считает необоснованными и юридически не значимыми.

Так, на территории Кемеровской области имеются многочисленные объекты (шахты, заводы и т.п.), пожары на которых могут быть отнесены к категории «крупных», требующих привлечения для их тушения помимо объектовых подразделений, еще и специализированных.

Доводы представителя Кемеровской области о том, что специализированные подразделения подчиняются непосредственно федеральному органу управления Государственной противопожарной службы и, соответственно должны им создаваться для организации предупреждения и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на особо важных и на режимных предприятиях — не основаны на Законе. Согласно ст. 5 ФЗ, в данном случае и для этих целей создаются специальные, а не специализированные подразделения.

Кроме того, в ст. 6 Закона области неправомерно сокращается личный состав Государственной противопожарной службы. Так, в ст. 6 Закона области неправомерно сокращается личный состав Государственной противопожарной службы. Так, в ст. 7 ФЗ «О пожарной безопасности» в личный состав включены также, помимо лиц, указанных в ст. 6 Закона области, еще и военнослужащие. Однако в Законе области данная категория лиц не указана.

Утверждение прокурора о том, что сокращение личного состава Государственной противопожарной службы может привести к ослаблению противопожарного надзора и нарушению прав и интересов отдельных категорий граждан, суд считает правильным и обоснованным.

Устанавливая в ч. 2 ст. 7 и ч. 3 ст. 8 Закона области финансирование льгот, предоставляемых личному составу Государственной противопожарной службы, из средств органов местного самоуправления, Закон области вступает в противоречие с ч. 2 ст. 35 и ч. 2 ст. 36 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающего, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют и утверждают местные бюджеты. Одновременно, в соответствии со ст. 7 Закона РФ «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов», расходная часть бюджета исчисляется по единым или групповым минимальным социальным нормам, установленным представительным органом субъекта РФ на основании действующих актов законодательства.

В связи с изложенным, все финансовые стандарты, в том числе введенные Федеральным и областным Законом льготы, подлежат включению в бюджет муниципального образования, исходя из минимального местного бюджета, обеспеченного Субъектом Федерации. Обеспечение минимального бюджета осуществляется в соответствии со ст. 7 Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» путем закрепления за бюджетами нижестоящих уровней полностью или в твердо фиксированной доле на долговременной основе регулирующих доходов.

Ч. 2 ст. 7 и ч. 3 ст. 8 Закона области фактически не содержит соответствующие обязанности самого субъекта Федерации, что может привести к нарушению конституционной самостоятельности муниципальных образований.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации.

Федеральным Законом «О пожарной безопасности» ст. 8 ч. 6 предусмотрено право получения беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство, либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и погашением 75% предоставленной ссуды за счет средств Федерального бюджета только сотрудникам и военнослужащим. Однако ч. 1 ст. 9 Закона области расширяет данный перечень и предоставляет указанную льготу и работникам (лицам, не имеющим специальных или воинских званий). Суд считает, что в данном случае Законодательное Собрание области вышло за пределы своих полномочий и нарушило требования Конституции РФ.

Таким образом, с учетом всего изложенного, суд пришел к выводу, что приняв спорные нормы Закона области, противоречащие действующему Законодательству, Законодательное Собрание вышло за пределы своей компетенции, а поэтому заявление прокурора о признании недействительными ст. ст. 3, 6, ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Закона Кемеровской области «Об обеспечении пожарной безопасности» от 06.10.97 подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 191 — 197 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействительными ст. ст. 3, 6, ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Закона Кемеровской области «Об обеспечении пожарной безопасности» N 33-ОЗ от 06.10.1997.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда
И.П.ФАТЬЯНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *