Исковые требования о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда удовлетворены правомерно, так как истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения и состоит в очереди на предоставление жилого помещения

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 05.08.2014 по делу N 33-7441

Судья: Красиева С.А.

Докладчик: Пастухов С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Пастухова С.А.,

судей: Лавник М.В., Ворожцовой Л.К.,

при секретаре: Б.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Юрги Кемеровской области на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 27 мая 2014 года

по иску ФИО1 к Администрации города Юрги Кемеровской области о понуждении к предоставлению специализированного жилого помещения,

установила:

ФИО1 обратилась с иском к Администрации г. Юрги Кемеровской области о понуждении к предоставлению специализированного жилого помещения.

Требования мотивировала тем, что она относится к категории лиц из числа детей — сирот, оставшихся без попечения родителей и имеет право на меры социальной поддержки.

Ее мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ г., отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ она состоит на регистрационном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к администрации <адрес> о предоставлении ей информации на получение жилья.

Согласно ответа администрации N от ДД.ММ.ГГГГ право на получение жилых помещений по договорам социального найма ею утрачено, и она внесена в список на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений. Очередь в списке N

В настоящее время она вынуждена снимать жилье по адресу: <адрес>

С ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по адресу: <адрес> <данные изъяты>

Согласно решения Юргинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N она признана утратившей право пользования жилым помещением и выселена.

Администрация г. Юрги наделена полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени и вопреки требованиям действующего в этой области законодательства, администрация г. Юрги не предоставила ей жилое помещение, отвечающее нормам предоставления жилого помещения для постоянного проживания, что нарушает ее законные интересы.

Просила обязать администрацию г. Юрги предоставить ей благоустроенное изолированное жилое помещение в черте города Юрги общей площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кемеровской области города Юрги.

В судебном заседании истец ФИО1, поддержала иск.

Представитель ответчика Администрации <адрес> — ФИО9, не признала иск.

Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 27.05.2014 г. постановлено (л.д. 31 — 34):

Иск ФИО1 к Администрации <адрес> о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда — удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в черте Юргинского муниципального района <адрес>, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания благоустроенное изолированное жилое помещение, общей площадью не ниже установленных социальных норм.

В апелляционной жалобе представитель Администрации <адрес> — ФИО9, просит отменить решение суда (л.д. 39 — 42).

Указывает, что практика предоставления указанной категории граждан по договору найма специализированного жилого помещения на основании решения суда вне зависимости от номера очереди такого лица в списке, является недопустимой, поскольку нарушает принцип формирования списка очередников.

Статьей 9 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. N 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты рождения детей-сирот.

Из смысла данного положения Закона прямо следует, что и обеспечение детей-сирот жилыми помещениями должно осуществляться по этому же принципу («от старших к младшим»). Предоставляя на основании решения суда жилое помещение лицу, стоящему в очереди под номером N, Администрация <адрес> нарушит основной принцип указанного закона, что приведет к ущемлению прав тех лиц, которые включены в список под номерами с N имеют объективное преимущество в силу более старшего возраста.

Администрации <адрес> принимаются исчерпывающие меры по надлежащей реализации законодательства РФ в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что свидетельствует о надлежащем исполнении органом местного самоуправления своих функций и обязанностей.

Суд необоснованно не установил срок для исполнения решения, о котором просила Администрация <адрес>, а именно — до конца первого полугодия 2017 г., поскольку необходимые субвенции не буду перечислены местному бюджету из соответствующих бюджетов, в связи с чем реальной возможности обеспечить жильем истца, с учетом наличия очереди в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не будет в 2014 — 2016 г.г.

Кроме того, не установив срок исполнения решения, суд нарушил положения ст. 206 ГПК РФ.

В соответствии с положениями постановления Администрации г. Юрги от 13.05.2013 г. N 752 «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений» Администрация <адрес> обязана предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, расположенное на территории Юргинского городского округа, а не в черте Юргинского муниципального района <адрес>.

Согласно п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 Закона Кемеровской области от 17.12.2004 г. N 104-03 «О статусе и границах муниципальных образований» «Юргиский городской округ» и «Юргинский муниципальный район» являются разными муниципальными образованиями.

Каждое из указанных муниципальных образований самостоятельно осуществляет отдельное государственное полномочие обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведет отдельный учет граждан, указанной категории, а также является получателем субвенций соответствующих бюджетов.

ФИО1, поданы возражения на апелляционную жалобу (л.д. 46 — 49).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав истца ФИО1, просившую отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ (в ред. от 25.12.2012 г.), действующей с 01.01.2013 г., предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

На основании п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта РФ и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.

Пунктом 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. N 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно п. 1 ст. 5 приведенного закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в пункте 5 статьи 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.

Согласно п. 3 ст. 5 приведенного закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.

Согласно п. 4 ст. 5 названного закона, предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилого фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области» либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования — в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Согласно п. 5 ст. 5 названного закона, договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом.

Согласно ст. 7 названного закона, вступающей в силу с 01.01.2014 г., норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 кв. м на одного человека с учетом п. 7 ст. 8 Федерального закона.

Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.

Судом первой инстанции установлено, что родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются ФИО7 и ФИО6.

ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ г.

Сообщением начальника жилищного отдела Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принята на учет нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ внесена в список на предоставление жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений в порядке очередности в зависимости от даты рождения.

В настоящее время ФИО1 жилого помещения в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

С учетом того, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика Администрацию г. Юрги обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы повторяют возражения администрации г. Юрги, не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению его позиции, являющейся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.

Объективная нуждаемость ФИО1 в жилье, ввиду отсутствия у нее в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, в апелляционной жалобе не приводится.

Доводы о том, что жилое помещение ФИО1 должно быть предоставлено в порядке очередности по списку, являются несостоятельными, поскольку в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Законодательством субъекта РФ, — Кемеровской области, — также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.

При этом согласно указанной норме целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.

Согласно ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, часть квартиры или жилого дома).

Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Разрешая спор, суд обоснованно учел, что п. 1 ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. N 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека, с учетом п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.

В соответствии с пунктом 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с Постановлением Юргинского городского совета народных депутатов от 17.08.2005 г. N 43 «Об учетной норме площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установлена в размере 13 кв. м общей площади жилого помещения.

Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из нормы предоставления жилой площади по г. Юрга на одиноко проживающего гражданина в размере 13 кв. м общей площади жилого помещения.

Вместе с тем судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы ответчика о неверном определении судом места расположения жилого помещения, подлежащего предоставления истцу по договору специализированного найма — в черте Юргинского муниципального района <адрес>, поскольку согласно п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 2 Закона Кемеровской области N 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований» муниципальные образования «Юргинский городской округ» (на территории которого истец ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения) и «Юргинский муниципальный район» являются разными, самостоятельными друг от друга муниципальными образованиями, в связи с чем решение суда в части определения места расположения жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу по договору специализированного найма, подлежит изменению, т.к. жилое помещение истцу подлежит предоставлению в черте г. Юрга.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, указав конкретный размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу ФИО1

В соответствии с Постановлением Юргинского городского совета народных депутатов от 17.08.2005 г. N 43 «Об учетной норме площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установлена в размере 13 кв. м общей площади жилого помещения.

Таким образом, ФИО1 должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 13 кв. м, расположенное в черте г. Юрга Кемеровской области.

Изменяя судебное решение, судебная коллегия руководствуется Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N «О судебном решении», согласно которому решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 — 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 27 мая 2014 года изменить.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Обязать Администрацию г. Юрги Кемеровской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, расположенное в черте города Юрги Кемеровской области, общей площадью не менее 13 квадратных метров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *