Решение суда по иску о предоставлении жилого помещения по договору социального найма изменено в части площади предоставляемого жилья, поскольку в соответствии с постановлением администрации города норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 квадратных метров на одного человека.

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 14.08.2014 N 33-8099

Судья: Лозгачев И.С.

Докладчик: Строганова Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Строгановой Г.В.

судей: Раужина Е.Н., Калашниковой О.Н.

при секретаре: М.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Строгановой Г.В. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Прокопьевска на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска от 16 июня 2014 года,

по делу по иску А. к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда,

установила:

А. обратилась в суд с иском к администрации города Прокопьевска о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.

Свои требования мотивировала тем, что является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать Л. и отец Н. лишены родительских прав на основании решения суда. Опекуном, в соответствии с распоряжения администрации города Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ N назначена бабушка — З.

На основании распоряжения администрации города Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ N за истцом была закреплена муниципальная жилая площадь по <адрес>, где была зарегистрирована ее мать — Л. В 2005 году, после сноса данного жилого помещения, на основании распоряжения N администрация предоставила Л. и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 1 комнаты в однокомнатной квартире общей площадью 31,5 кв. м по <адрес> в <адрес>. На тот момент истец проживала со своим опекуном — З.

Данная квартира находится в непригодном для проживания состоянии. ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ Кемеровской области было выявлено, что жилые помещения квартиры N находятся в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии, не отвечают нормативным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Однако, ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что квартира N дома N по ул. <адрес> является пригодной для проживания с проведением ремонтно-восстановительных работ. Истец не считает возможным проживание в одном жилом помещении, которое не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, со своей матерью, которая была лишена родительских прав.

С учетом уточненных исковых требований просила суд обязать администрацию г. Прокопьевска предоставить ей пригодное для проживания жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в г. Прокопьевске Кемеровской области, в размере не менее установленной нормы 33 кв. м, а также взыскать с ответчика расходы за составление искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.

Истец А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г. Прокопьевска Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска от 16 июня 2014 года постановлено:

Обязать администрацию города Прокопьевска предоставить вне очереди А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории <адрес>, отвечающее установленным требованиям общей площадью не более 33 кв. м.

Взыскать с администрации города Прокопьевска в пользу А., в возмещение судебных расходов за составление искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Прокопьевска Г. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Заявитель ссылается на то, что судом при принятии решения нарушены нормы материального права, а именно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Кемеровской области от 27.12.2012 года N 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», также постановления администрации г. Прокопьевска от 11.10.2007 года N 22-П, в виду которых по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилые помещения должны предоставляться площадью не менее 18 кв. м.

Кроме того, указывает, что в соответствии с изменениями, вступившими в законную силу с 01.01.2013 года, данная категория утратила право на предоставление жилого помещения вне очереди, истец состоит на учете в администрации г. Прокопьевска в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения. Считает, что удовлетворение требований истца о предоставлении жилого помещения по договору найма общей площадью не более 33 кв. м, нарушает права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года N 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 года N 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно п. 1 ст. 5 приведенного закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 3 ст. 5 приведенного закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (до брака П. — свидетельство о заключении брака на л.д. 19) относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Л. лишена в отношении дочери родительских прав (решение Центрального районного суда г. Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ — л.д. 8).

Распоряжением администрации города Прокопьевска N от ДД.ММ.ГГГГ З. была назначена опекуном П. (л.д. 10).

Из материалов дела усматривается, что А. в соответствии с Законом Кемеровской области от 27.12.2012 года N 134-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» состоит в администрации города Прокопьевска в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится в указанном списке за номером N (л.д. 16).

Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что А. до настоящего времени жильем не обеспечена. Сведений, опровергающих эти обстоятельства, в апелляционной жалобе также не приводится.

Принимая во внимание, что А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, закрепленное за ней жилое помещение находятся в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии и не отвечает нормативным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, она в надлежащем порядке включена в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию г. Прокопьевска обязанность предоставить А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы жалобы о том, что исполнение настоящего судебного решения по предоставлению истцу жилого помещения нарушит права и законные интересы других лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, также состоящих на очереди на предоставление жилья, являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда, так как не основаны на законе.

Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Законодательством субъекта РФ, Кемеровской области также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.

Разрешая дело, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия согласна.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части площади предоставляемого А. жилого помещения.

В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с постановлением администрации г. Прокопьевска от 11.10.2007 года N 22-П «Об утверждении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» (в редакции Постановления администрации г. Прокопьевска от 23.03.2012 года N 18-П) установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории г. Прокопьевска в размере 18 кв. м на одного человека.

Таким образом, исходя из вышеназванных положений закона, истцу на основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв. м на территории г. Прокопьевска Кемеровской области.

С учетом изложенного, решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 16 июня 2014 в соответствии с требованиями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части определения площади предоставляемого А. жилого помещения подлежит изменению.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 16 июня 2014 года в части обязания администрации города Прокопьевска предоставить А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, находящееся на территории г. Прокопьевска, отвечающее установленным требованиям общей площадью не более 33 кв. м изменить.

Обязать администрацию города Прокопьевска предоставить А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, находящееся на территории г. Прокопьевска, отвечающее установленным требованиям общей площадью не менее 18 кв. м.

В остальной части решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Прокопьевска — без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.СТРОГАНОВА

Судьи
О.Н.КАЛАШНИКОВА
Е.Н.РАУЖИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *