Заявление о признании незаконным отказа в принятии семьи заявителя на учет нуждающихся в получении жилых помещений удовлетворено правомерно, так как сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод.

Апелляционное определение Костромского областного суда от 06.08.2014 по делу N 33-1289

Судья: Варсанофьева С.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Ворониной М.В. и Дедюевой М.В.,

при секретаре П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Костромы К. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 16 мая 2014 года, которым удовлетворено заявление С.Л. о признании незаконным отказа Администрации г. Костромы от 17.02.2014 года N 01-05/264 в принятии семьи С.Л. на учет нуждающихся в получении жилых помещений и обязании принять на учет С.Л. и членов ее семьи: мужа С.В.Н., дочь С.В.В., как молодую семью, нуждающуюся в жилом помещении по договору социального найма с 17.02.2014 года.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителя С.Л. — Б., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

С.Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Костромы от 17.02.2014 года N 01-05/264 об отказе в принятии на учет ее семьи, как молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, возложении обязанности принять на данный учет ее и членов ее семьи — мужа С.В.Н., дочь С.В.В.

Заявление мотивировала тем, что она, ее муж и дочь зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>. 26.12.2013 года она обратилась в Администрацию г. Костромы с заявлением о постановке на учет, как молодой семьи, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. 17.02.2014 года ей было отказано в постановке на учет по тому основанию, что ею на момент обращения не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства членов ее семьи. Ссылаясь на нормы Закона Костромской области от 25.12.2006 года N 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», Закона Костромской области от 22.11.2005 года N 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Административного регламента предоставления Администрацией г. Костромы муниципальной услуги по принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного постановлением Администрации г. Костромы от 07.12.2010 года N 2471, указала, что в целях постановки на учет предоставляются, в том числе, документы, подтверждающие факт проживания заявителя и членов его семьи на территории г. Костромы. Полагала, что временная регистрация на территории г. Костромы подтверждает факт проживания ее семьи на территории города Костромы.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен С.В.Н.

По делу постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Костромы К. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что С.Л. не представила в Администрацию г. Костромы документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства в г. Костроме всех членов ее семьи. Полагает, что в соответствии со ст. 54 ЖК РФ указанное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений семьи С.Л. Указывает также, что заявленные требования вытекают из публичных правоотношений, суд не вправе выходить за пределы рассматриваемых требований. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, приведенных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2, свидетельствующих о незаконности принятых решений. Суд этим обстоятельствам оценки не дал. Факт проживания заявителя и членов его семьи на территории города Костромы установлен на основании показаний свидетелей. Администрация г. Костромы, отказывая в постановке на учет, не имела возможности принять во внимание показания свидетелей. Полагает, что Администрация г. Костромы действовала в соответствии с нормами действующего законодательства, требования С.Л. не подлежали удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела и установлено судом, С.Л., ее муж С.В.Н. и дочь С.В.В. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>. Нанимателем данной квартиры является отец С.В.Н. — С.Н.В.

Фактически С-вы на основании договора аренды проживают по адресу: <адрес>, в которой они зарегистрированы по месту пребывания.

26.12.2013 года С.Л. обратилась в Администрацию г. Костромы с заявлением о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по основанию отсутствия жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, дополнительным основанием указала «молодая семья».

Решением жилищной комиссии г. Костромы от 27.01.2014 года дано согласие на постановку семьи С.Л. на учет как молодой семьи.

17.02.2014 года Администрацией г. Костромы отказано в предоставлении муниципальной услуги — принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещениях в связи с непредставлением документов, подтверждающих регистрацию С.Л. и членов ее семьи по указанному ею месту жительства по адресу: <адрес>.

Принимая решение об удовлетворении заявления С.Л., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постоянным местом жительства семьи С-вых является не место их регистрации по месту жительства в п. Талица Вохомского района Костромской области, где они не проживают, а фактическое их место жительства в г. Костроме, и, учитывая, что других оснований для отказа в признании семьи нуждающейся в получении жилых помещений по договору социального найма не установлено, признал незаконным отказ Администрации г. Костромы в признании семьи С.Л. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».

Судебная коллегия находит данный вывод соответствующим установленным по делу обстоятельствами и требованиям закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», приложением N 3 которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования

В Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Согласно п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства наряду с другими документами — документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации — государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Из положений приведенных норм следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства».

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П, определения от 13 июля 2000 г. N 185-О и от 6 октября 2008 г. N 169-О-П).

Конституционной Суд Российской Федерации также неоднократно указывал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина, определяются комплексом норм, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах; место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П; определения от 5 октября 2000 года N 199-О, от 4 марта 2004 года N 146-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1597-О-О, от 5 июня 2012 года N 1059-О и др.).

Установив в судебном заседании факт постоянного проживания семьи С.Л. на территории г. Костромы, руководствуясь правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, суд обоснованно признал незаконным отказ Администрации г. Костромы в принятии семьи С.Л. на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Костромы ссылается на те же доводы, которые явились основанием для отказа в принятии семьи С.Л. на учет.

Эти доводы являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании подлежащего применению законодательства и не опровергают изложенные в решении выводы суда.

Учитывая, что апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебного решения, судебная коллегия считает апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Костромы К. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *