Исковые требования о предоставлении жилого помещения удовлетворены правомерно, так как истец, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть им обеспечен.

Апелляционное определение Костромского областного суда от 06.08.2014 по делу N 33-1267

Судья: Шувалова И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Ворониной М.В. и Дедюевой М.В.,

при секретаре П.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области А. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 мая 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах П.А. к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, на субъект Российской Федерации — Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Мантуровского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения прокурора Рыловой Т.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области обратился в суд с иском в интересах П.А. к администрации Костромской области, просил обязать субъект Российской Федерации — Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области на территории городского округа г. Мантурово Костромской области.

В обоснование иска указал, что П.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать М.С.А. решением Мантуровского районного суда Костромской области от 08.12.2008 года лишена родительских прав, отец П.С.Н. также лишен родительских прав в отношении дочери решением Мантуровского районного суда Костромской области от 25.11.2008 года. 12.01.2009 года попечителем П.А. назначена П.В.А. В 2012 году П.А. окончила обучение в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средняя школа N 5 городского округа г. Мантурово, ДД.ММ.ГГГГ года ей исполнилось 18 лет. С момента достижения совершеннолетия П.А. приобрела право на получение жилого помещения, которое до настоящего времени не реализовано. П.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Таким образом, П.А. имеет право на обеспечение жилым помещением на территории Костромской области по месту фактического проживания.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области А. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что требования прокурора в интересах П.А. вытекают из публичных правоотношений и подлежали рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, рассмотрение дела судом по правилам искового производства противоречит нормам ГПК РФ, что является основанием для отмены решения. Считая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, указывает, что с 01.01.2013 года в связи с внесенными изменениями в Жилищный кодекс РФ исключена обязанность по предоставлению детям-сиротам жилого помещения во внеочередном порядке, они подлежат обеспечению жилой площадью в соответствии со сформированными списками согласно очередности. В ходе рассмотрения дела судом не установлено, что право истицы на жилое помещение возникло ранее, чем у иных граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 10.1 Закона Костромской области от 05 октября 2007 года N 194-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» установлено, что жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются администрацией Костромской области. Вместе с тем, участие администрации Костромской области в обеспечении жилыми помещениями указанной категории лиц заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения. Принятие соответствующего распоряжения возможно только при наличии жилого помещения в собственности Костромской области. В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие отсутствие свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Таким образом, приобретение жилого помещения является неотъемлемой частью предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений. Уполномоченным органом Костромской области по приобретению жилых помещений и главным распорядителем предусмотренных в бюджете денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот является департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, который обладает правами юридического лица, и не входит в структуру администрации Костромской области. У администрации Костромской области отсутствуют полномочия по заключению договоров найма жилых помещений, ответчик не имеет в собственности специализированных жилых помещений. Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ, ст. 52 Жилищного кодекса РФ, определение Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года N 376-О-П, указывает, что предоставление детям-сиротам жилых помещений возможно при признании их в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства нуждаемости П.А. в жилом помещении и признания ее малоимущей.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области Хрусталев А.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

П.А., представители администрации Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что П.А., относящаяся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, она включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, а потому должна быть обеспечена жильем, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.

Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными отсутствуют.

В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус П.А., как лица, оставшегося без попечения родителей, которые никем из участников процесса не оспариваются.

Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.

Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.

Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.

Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.

С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению истице специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области.

Основанием для заключения с П.А. договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области не заключает договоры найма специализированных жилых помещений с лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, ее участие в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения, не могут являться основанием к отмене решения суда.

Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) и ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем нельзя согласиться и с доводами жалобы, касающимися порядка приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также наличия очереди на предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Отсутствие в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истице право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что требования о предоставлении П.А. жилого помещения подлежали рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, ошибочны. Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве П.А., имеющей статус лица, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.

Ссылка в жалобе на отсутствие в материалах дела доказательств признания П.А. малоимущей и ее нуждаемости в жилом помещении также не обоснована и о незаконности судебного решения не свидетельствует.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, относятся иные категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

К иным категориям таких граждан относятся, в том числе, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на получение жилого помещения действующим законодательством не связано с признанием их малоимущими. Содержащиеся в апелляционной жалобе суждения по этому вопросу основаны на неверном толковании закона.

Объективная нуждаемость истицы в жилье ввиду отсутствия у нее в пользовании жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма подтверждается материалами дела, и доводов, опровергающих это обстоятельство, в апелляционной жалобе не приведено.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области А. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *