Исковые требования о предоставлении жилого помещения удовлетворены правомерно, так как истец, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть им обеспечен.

Апелляционное определение Костромского областного суда от 11.08.2014 по делу N 33-1333

Судья: Колесов Р.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Ворониной М.В. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Г.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области А. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 07 мая 2014 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах Г.В. к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, на субъект Российской Федерации — Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Г.В. по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение на территории Сусанинского муниципального района Костромской области из специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения прокурора Хрящевой Е.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Сусанинского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Г.В. к администрации Костромской области, просил обязать субъект Российской Федерации — Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Сусанинского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.

В обоснование иска указал, что Г.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Г.Ф.А. лишена родительских прав решением Сусанинского районного суда Костромской области от 30.11.2007 года, отец Г.В.Н. лишен родительских прав решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 17.12.2007 года. Приказом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по Сусанинскому муниципальному району Костромской области N 2 от 25.01.2008 года над Г.В. установлено попечительство. Жилищной комиссией администрации Андреевского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области 12.11.2008 года Г.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Г.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> Заключением межведомственной комиссии при администрации Сусанинского муниципального района от 21.03.2012 года указанный жилой дом признан непригодным для проживания. Жилых помещений Г.В. не имеет, в 2011 году ему исполнилось 18 лет, своим правом на обеспечение жилым помещением до настоящего времени он не воспользовался.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.

Судом по делу постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области А. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что суд не определил собственника жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицо, в ведении которого находятся данные помещения. Решение вынесено в отношении администрации Костромской области, тогда как администрация не предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не заключает договоры найма специализированных жилых помещений, в ведении и собственности администрации Костромской области отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, у администрации Костромской области отсутствуют полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области. Полагает, что прокурор обратился в суд с нарушением требований ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ и не в установленном порядке. Требование об обязании администрации Костромской области предоставить жилое помещение вытекает из публичных правоотношений и подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Требования, предъявленные к администрации Костромской области, не мотивированы и не основаны на законе. В исковом заявлении не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав истца действиями или бездействием ответчика, какие нормы закона нарушены и чем это подтверждается. Полагает, что судом нарушены нормы статей 8 Федерального закона N 159-ФЗ и 10.1 Закона Костромской области от 05 октября 2007 года N 194-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области». Решение о предоставлении жилого помещения принимается после регистрации в собственность Костромской области указанных жилых помещений. В нарушение установленного порядка судом принято решение, не связанное с наличием в казне Костромской области свободного жилого помещения в Сусанинском районе. Указывает, что отсутствует спор между истцом и ответчиком. Решение суда противоречит ст. 10 Конституции РФ, поскольку органы исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в деятельность друг друга. Суд подменяет собой администрацию Костромской области, в полномочия которой входит принятие решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. Полагает, что в решении суда содержится правовая неопределенность в части того, какие действия должна совершить администрации Костромской области, на которую законом не возложена обязанность по заключению договоров найма специализированных жилых помещений. Ссылаясь на нарушения ст. 56 ГПК, указывает, что суд не установил какой-либо причинной связи между не предоставлением истцу жилья и действиями (бездействием) администрации Костромской области. Прокурор не доказал, что период возникновения права у конкретного лица, соответствует периоду, когда такое право должно быть реализовано.

Г.В. в судебное заседание не явился, проходит службу в Вооруженных силах Российской Федерации.

Представители администрации Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не заявили.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Г.В., относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть им обеспечен, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.

Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными отсутствуют.

В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус Г.В., как лица, оставшегося без попечения родителей, которые никем из участников процесса не оспариваются.

Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.

Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.

Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.

Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.

С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению истцу специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области.

Основанием для заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области не предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не заключает договоры найма специализированных жилых помещений, в ведении и собственности администрации Костромской области отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, у администрации Костромской области отсутствуют полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской не могут являться основанием к отмене решения суда.

Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) и ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем нельзя согласиться и с доводом жалобы, касающимся порядка приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Отсутствие в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии гражданско-правового спора между Г.В. и администрацией Костромской области, неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, не обоснованы. Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истца, имеющего статус лица, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании закона, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 07 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области А. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *