Исковые требования о предоставлении жилого помещения удовлетворены правомерно, так как истец, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть им обеспечен.

Апелляционное определение Костромского областного суда от 13.08.2014 по делу N 33-1319

Судья: Варсанофьева С.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Гусевой Н.А.,

судей Ворониной М.В., Пелевиной Н.В.,

при секретаре Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 мая 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора Костромской области, заявленные в интересах С.Е., к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения: на администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, изолированное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области по нормам предоставления площади жилого помещения, расположенное на территории <адрес>.

Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, объяснения прокурора Т.В. Рыловой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Шарьинский межрайонный прокурор, действуя в интересах С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации Костромской области, в котором просил обязать субъект Российской Федерации — Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить С.Е. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области, расположенное на территории <адрес>.

Требования мотивированы тем, что С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец В. <данные изъяты> решением Шарьинского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ года, а мать А. <данные изъяты> решением Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ года. На основании постановления главы местного самоуправления города Шарьи от 07.04.1999 года N С.Е. должна была быть обеспечена жильем после окончания пребывания в детском государственном учреждении. В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года истец находилась на воспитании в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ года — в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года С.Е. обучалась в ОГБПОУ <данные изъяты>. Во время учебы проживала в общежитии образовательного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ года С.Е. вступила в брак с С. В настоящее время истец не имеет своего жилого помещения, временно зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически проживает с семьей по адресу: <адрес> на основании договора коммерческого найма. Таким образом, С.Е. приобрела право на получение жилья и должна быть им обеспечена.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил, что в связи с вступлением в брак истец изменила фамилию с И. на С.Е., а также просил предоставить ей жилое помещение на территории <адрес>, где находится ее постоянное место жительства.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, администрация городского округа город Шарья Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области А. полагает решение суда незаконным и необоснованным и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Заявленные к администрации Костромской области требования не мотивированы и на законе не основаны, в исковом заявлении не указано, в чем заключается нарушение прав истца, какие нормы закона нарушены ответчиком и чем это подтверждается. Судом не принято во внимание, что администрация Костромской области не предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не заключает договоры найма специализированных жилых помещений, в ее ведении отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, полномочиями по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области она не наделена. Судом нарушены и нормы процессуального права, поскольку требования об обязании предоставить жилое помещение истцу вытекают из публичных правоотношений, следовательно, подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Кроме того, С.Е. не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, заявление о предоставлении жилого помещения ею не подавалось, каких-либо нарушений со стороны исполнительных органов государственной власти в отношении нее допущено не было, следовательно, основания для обращения прокурора в суд отсутствуют. Разрешая дело, суд не установил, имеется ли свободное жилое помещение, находящееся в казне Костромской области, на территории <адрес>. Не была установлена судом и причинно-следственная связь между непредоставлением истцу жилья и действиями или бездействием администрации. Отмечает, что в решении суда содержится правовая неопределенность в части того, какие действия должна совершить администрация, на которую законом не возложена обязанность по заключению договоров найма специализированных жилых помещений. Указывает и на то, что закон, устанавливающий возрастной ценз, определяет период возникновения права у конкретного лица, а не период, когда это право может быть реализовано. В нарушение ч. 4 ст. 198 ГПК РФ суд не изложил мотивы, по которым он отверг доказательства и доводы, представленные администрацией.

В возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. Шарьинского межрайонного прокурора Л. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к выводам о том, что С.Е. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности либо на условиях договора социального найма не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должна быть обеспечена жильем, при этом жилое помещение должно быть предоставлено ей по месту жительства на территории <адрес>, а обязанность по его предоставлению лежит на администрации Костромской области.

Данные выводы подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными отсутствуют.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный статус истца ответчиком не оспаривался ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ни в апелляционной жалобе.

На основании постановления главы местного самоуправления города Шарьи от 07.04.1999 года N «Об обеспечении несовершеннолетней жилым помещением» С.Е. с указанной даты включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями <данные изъяты>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года истец находилась в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ года — в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года С.Е. обучалась в ОГБПОУ <данные изъяты> по профессии <данные изъяты>, проживала в общежитии. По окончании указанного образовательного учреждения истцу выдан диплом с присвоением квалификации <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ года С.Е. вступила в брак с С. <данные изъяты>.

Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ года N истец временно зарегистрирована по месту пребывания сроком с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес>.

Также судом установлено, что С.Е. собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя не является, закрепленного жилого помещения не имеет, в настоящее время вместе со своей семьей проживает в съемной квартире по адресу: <адрес>, право пользования которой не приобрела, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не опровергнуто стороной ответчика.

Как усматривается из отзыва департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области на исковое заявление, С.Е. по состоянию на 22.05.2014 года включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Таким образом, право С.Е. на получение жилого помещения возникло до 01 января 2013 года и до настоящего времени не реализовано.

Действующим законодательством, а именно положениями ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), ст. 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.

С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению С.Е. специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области. Основанием для заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области не наделена полномочиями по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области, не заключает договоры найма специализированных жилых помещений с лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, не могут являться основанием к отмене решения суда.

Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) и ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем нельзя согласиться и с доводом жалобы, касающимся порядка приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Отсутствие в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Не свидетельствует о неправильности обжалуемого судебного решения и довод жалобы относительно его правовой неопределенности в связи с отсутствием указания, какие действия должна совершить администрация, не обладающая полномочиями по заключению договоров найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года N 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 года N 438-а утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исполнение возложенной судебным решением обязанности по предоставлению истцу жилого помещения должно осуществляться ответчиком с соблюдением, в том числе указанного выше Порядка, воспроизведение положений которого в судебном решении не требуется.

Ссылка в жалобе на то, что С.Е. не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, является несостоятельной, поскольку, как указано выше, по состоянию на 22.05.2014 года истец включена в соответствующий список.

Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, так как между сторонами имеет место спор о праве истца на предоставление жилого помещения, в связи с чем с доводом апелляционной жалобы по указанному вопросу согласиться также нельзя.

Так как доводы жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области по доверенности А. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *