В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об осуществлении кадастрового учета земельных участков отказано правомерно, так как спорные земельные участки не изъяты из оборота и не зарезервированы для государственных или муниципальных нужд.

Определение Краснодарского краевого суда от 08.08.2014 N 4г-8066/2014

Судья Краснодарского краевого суда Корныльева И.Г., рассмотрев кассационную жалобу представителя А.Г., Д.Д., К.Е., Я. — М., поступившую в краевой суд 31 июля 2014 г., на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 12 марта 2014 г. и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 мая 2014 г. по делу по иску А.Г., Д.Д., К.Е., Я. к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Краснодарского края», администрации МО г. Краснодар, А.Н., Д.А., К.М., третье лицо управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об осуществлении кадастрового учета земельных участков,

установил:

А.Г., Д.Д., К.Е., Я. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарского края» об осуществлении кадастрового учета земельных участков.

В обоснование исковых требований указано, что представленные для постановки на государственный кадастровый учет межевые планы не соответствовали требованиям закона. В результате предоставления земельных участков гражданам < Ф.И.О. >14, < Ф.И.О. >13, < Ф.И.О. >10 нарушены права истцов.

Решением Прикубанского районного суда г. Краснодар от 12 марта 2014 г. в удовлетворении заявленных требований истцов отказано. Суд отменил арест и запрет на земельные участки: с кадастровым номером <…> по адресу: <…>; с кадастровым номером <…> по адресу: <…>; с кадастровым номером <…>, по адресу: <…>, расположенные в <…>, наложенный определением Советского районного суда <…> от 03 сентября 2013 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 мая 2014 г. решение суда первой инстанции от 12 марта 2014 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

В кассационной жалобе представитель истцов просит состоявшиеся судебные акты отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении исковых требований истцов, полагает, что в результате принятых судебных актов истцы лишились возможности подъезда к своим земельным участкам, при этом незаконность постановки на кадастровый учет подтверждается органом ФГБУ «ФКП Россреестра».

Согласно статьи 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела не допущено.

Суд установил, что на основании свидетельств о государственной регистрации права от 15 декабря 2009 г., 09 июня 2010 г., 24 декабря 2007 г., 24 ноября 2011 г. заявители являются собственниками земельных участков: < Ф.И.О. >3 — земельного участка с кадастровым номером <…>, по адресу: <…>, <…>; < Ф.И.О. >7 — земельного участка с кадастровым номером <…>, по адресу: <…>; < Ф.И.О. >11 — земельного участка с кадастровым номером <…>, по адресу: <…>; < Ф.И.О. >9 — земельного участка с кадастровым номером <…>, по адресу: <…>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (далее — ГКН) земельный участок с кадастровым номером <…>, расположенный по адресу: Краснодарский край, <…>, <…> внутригородской округ, <…>, площадью <…>.м, с видом разрешенного использования — для индивидуального жилищного строительства, поставлен на государственный кадастровый учет (далее — ГКУ) <…> в результате рассмотрения заявления о постановке на ГКУ объекта недвижимости от <…> <…> и представленного вместе с заявлением межевого плана от <…>, подготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом указанный межевой план подготовлен, в том числе на основании решения <…> <…> от <…> к делу N <…>-<…>, определения Прикубанского районного суда <…> от <…> к делу <…>. Кроме того, ГКН содержит сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <…>.

Земельный участок с кадастровым номером <…>, расположенный по адресу: <…>, <…>, <…> округ, <…>, площадью <…>.м, с видом разрешенного использования — для индивидуального жилищного строительства, поставлен на ГКУ <…> в результате рассмотрения заявления о простановке на ГКУ объекта недвижимости от 16 мая 2012 г. <…> и представленного вместе с заявлением межевого плана от 04 мая 2012 г., подготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ, в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом указанный межевой план подготовлен, в том числе на основании решения Прикубанского районного суда <…> от <…> к делу N <…>., определения Прикубанского районного суда <…> от <…> к делу <…> <…>. Кроме того, ГКН содержит сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <…>.

Земельный участок с кадастровым номером <…>, расположенный по адресу: <…> с видом разрешенного использования — для индивидуального жилищного строительства, постамента ГКУ <…> в результате рассмотрения заявления о постановке на ГКУ объекта недвижимости от 16 мая 2012 г. <…> и представленного вместе с заявлением межевого плана от <…>, подготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом указанный межевой план подготовлен, в том числе на основании решения Прикубанского районного суда <…> от <…> к делу <…>, определения Прикубанского районного суда <…> от <…> к делу <…>. Кроме того, ГКН содержит сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <…>.

В соответствии с п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от <…> <…> «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы, представленные вместе с заявлениями о государственном кадастровом учете, проверяются органом кадастрового учета на предмет выявления отсутствия предусмотренных ст. ст. 26, 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. Судом установлено, что таких оснований органом кадастрового учета выявлено не было, в связи с чем, ГКУ был осуществлен.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 — 21 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости (часть 1); постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов (часть 2).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Согласно ст. 38 Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участки в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1); форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 12).

Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены в приложениях N 1 и 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412.

Из п. 4 Требований к подготовке межевого плана следует, что межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ.

Согласно пп. 1 п. 5 Требований к подготовке межевого плана к текстовой части межевого плана отнесен, в том числе, раздел «исходные данные», который п. 7 названных Требований предусмотрен к обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ.

В соответствии с п. 37 Требований в таблицу реквизита «1» раздела «Исходные данные» построчно вносятся сведения о документах, на основании которых подготовлен межевой план, а также о документах, использованных при подготовке межевого плана.

Из материалов дела видно, что согласно ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 17 октября 2012 г следует, что в таблице реквизита «1» раздела «Исходные данные» межевых планов, представлявшихся в орган кадастрового учета для постановки на ГКУ земельных участков с кадастровыми номерами <…> отсутствует информация о кадастровом плане территории, на основании которой подготовлены данные межевые планы.

Не соблюдение требований п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ от 24 июля 2007 г. не является грубым нарушением в соответствии с Письмом Минэкономразвития от 27 июля 2010 года N 13293-ИМ / Д 23.

Согласно ч. 1 и ч. 7. ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Границы спорных земельных» участков определены с учетом фактического землепользования. Представленная планировочная документация утверждена на площади <…> га и численностью населения <…> человек. Согласно схеме жилого района по <…> агрофирмы «Солнечная» проекта детальной планировки, где расположены спорные земельные участки, территория вдоль улицы им. < Ф.И.О. >12 не определена для размещения пешеходного бульвара, данная территория является территорией Ж 1.1 — зона застройки ИЖС и не предназначена для размещения бульваров.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Спорные земельные участки находятся в муниципальной собственности и по договорам аренды от 19 июня 2012 г. переданы для индивидуального жилищного строительства К., Д. и С. во исполнение решений Прикубанского районного суда <…>.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевании территорий (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства.

В настоящее время арендаторами земельных участков являются третьи лица, из которых < Ф.И.О. >13 и < Ф.И.О. >14 получили разрешение на строительство в установленном законом порядке. Согласно п. 3 вышеуказанной статьи ГПК РФ, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии Правил землепользования и застройки.

В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ установлено, что красные линии — это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Спорные земельные участки не изъяты из оборота и не зарезервированы для государственных или муниципальных нужд.

Согласно выкопировки генерального плана развития <…> вышеуказанные земельные участки находятся за границами красных линий перспективного расширения города.

Договора аренды в установленном законом порядке зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое заносится в ЕГРП.

В соответствии с п. 52 Постановления Пленума ВС РФ N 10 и ВАС N 22 от 29 апреля 2010 года, основанием для внесения записи в ЕГРП являются решения, вынесенные по искам об оспаривании зарегистрированного права, и не могут являться самостоятельным требованием.

На основании изложенного, суд первой и апелляционной инстанции обосновано отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку с учетом обстоятельств дела и положений ст. ст. 26, 27 ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета спорных земельных участков не имелось.

Доводы кассационной жалобы представителя истцов направлены на иную оценку обстоятельств и опровергаются материалами дела.

Нарушений закона судом при рассмотрении дела не допущено, а доводы жалобы в силу ст. 387 ГПК РФ не могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке.

Руководствуясь ст. 383 ГПК РФ, судья

определил:

В передаче кассационной Д.Л., на решение Ейского городского суда от 11 декабря 2013 г. и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 марта 2014 г. по делу по иску Н. к Б.А., И., Д.Л., Б.В.Б., Д.Б., Б.В.В. о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции отказать.

Судья
Краснодарского краевого суда
И.Г.КОРНЫЛЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *