О признании пункта 4 и 5 Положения о порядке согласования кандидатур на должности судей в Курганской области недействительными, как противоречащих закону (извлечение)

Решение Судебной коллегии Курганского областного суда от 12.03.1997 N 3-1

Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлением о признании частично недействительным «Положения о порядке согласования кандидатур на должности судей в Курганской области» утвержденного Решением Курганской областной Думы 26 февраля 1997 года N 94.

В обоснование заявленных требований указывал, что 26 февраля 1997 года Курганская областная Дума приняла решение, которым утвердила «Положение о порядке согласования кандидатур на должности судей в Курганской области». Пункты 3, 4, 5 данного Положения противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», Закону РФ «О статусе судей в РФ».

Согласно ст. 76 Конституции РФ нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным конституционным и федеральным законам, имеющим прямое действие на всей территории РФ. Прокурор просил отменить п. 4 и п. 5 «Положения о порядке согласования кандидатур на должности судей в Курганской области» и внести изменения в пункт 3.

Представители Курганской областной Думы заявленные прокурором требования не признали. Пояснили, что «Положение о порядке согласования кандидатур на должности судей в Курганской области» соответствует требованиям Закона, не ущемляет ничьих прав.

Судебная коллегия, заслушав объяснения прокурора, представителей Курганской областной Думы, исследовав письменные материалы дела пришла к выводу об удовлетворении заявления прокурора.

Решением Курганской областной Думы от 26 февраля 1997 года N 94 утверждено «Положение о порядке согласования кандидатур на должности судей в Курганской области».

Пункт 3 данного Положения предусматривает предоставление областным судом на рассмотрение комитетов Курганской областной Думы пояснительной записки председателя областного суда с указанием кандидатур, принимавших участие в конкурсе, заключение квалификационной коллегии судей, материалов, характеризующих кандидатуру на должность судьи. Предусмотрена возможность комитетам в необходимых случаях при рассмотрении представленных документов истребовать материалы на других кандидатов, участвовавших в конкурсном отборе и знакомиться с ними.

Пункт 4 Положения предоставляет право комитетам, рассматривающим кандидатуру на должность судьи, запрашивать дополнительную официальную информацию по кандидатуре на должность судьи или руководящую судебную должность. Информацию запрашивать у должностных лиц. Предоставлено также право проводить социологические исследования в коллективах судов в форме опроса или анкетирования, в том числе анонимного.

Пунктом 5 Положения предусмотрено учитывать мнение органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований при назначении на должности судей городских и районных судов и их руководителей.

Пункты 4 и 5 «Положения о порядке согласования кандидатур на должности судей в Курганской области» должны быть признаны недействительными полностью, пункт 3 Положения частично изменен по следующим основаниям.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом (ст. 118 Конституции РФ). Судьи федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128 Конституции РФ). В частности, п. 6 ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года предусматривает, что судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, а также судьи (в том числе председатели, заместители председателей) районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Статья 6 Закона «О статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992 года с последующими изменениями также предусматривает порядок наделения судей полномочиями. Из смысла указанных Законов не следует, что законодательный орган субъекта Российской Федерации участвует в отборе кадров на должность Федерального судьи. Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность (ст.ст. 4, 5 Закона «О статусе судей»). Поскольку отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе квалификационные коллегии не ограничиваются рассмотрением лишь одного заявления на место. Если на вакантную должность подано несколько заявлений, квалификационная коллегия обязана рассмотреть их и дать заключение в отношении всех кандидатов, достойных представления к избранию. Председателю соответствующего суда представляются заключения на каждого из рекомендованных кандидатов (п. 7 ст. 5 Закона «О статусе судей в РФ»). Таким образом, принцип конкурсного отбора кандидатов в судьи реализуется путем определения квалификационной коллегии Судей пригодности или непригодности к работе в должности судьи.

Предусмотренный пунктом 3 «Положения» порядок представления председателем областного суда на рассмотрение комитетов областной Думы пояснительной записки с указанием кандидатур, принимавших участие в конкурсе и возможность комитетов истребовать материалы на других кандидатов, участвовавших в конкурсном отборе противоречит Закону «О статусе судей в РФ». В нарушение ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», согласно которой судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, Курганская областная Дума, утвердив «Положение о порядке согласования кандидатур на должности судей в Курганской области» фактически отдельными пунктами Положения устанавливает контроль за деятельностью суда по отбору кандидатур на должности судей. Пункты 4 и 5 Положения противоречат Конституции РФ, Закону «О статусе судей в РФ», Закону «О судебной системе РФ». Ни один из них не предусматривает при отборе кадров на должности судей проведение социологических исследований в коллективах судов в форме опроса или анкетирования, в том числе анонимного. Даже Указ Президиума ВС СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (ныне действующий) исключает возможность рассмотрения заявления, жалобы и предложения гражданина, если они не подписаны, не указаны фамилия, имя, отчество гражданина, отсутствуют данные о его месте жительства.

Не предусматривают указанные выше Законы необходимости учитывать мнение органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований при назначении на должности судей городских и районных судов и их руководителей. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным конституционным и федеральным законам, имеющим прямое действие на всей территории РФ (ст. 76 Конституции РФ).

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации ст. 12 12 декабря 1993 года, Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года с последующими изменениями. Положением о квалификационных коллегиях судей, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года, Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года, статьями 191 — 197 Гражданско-процессуального кодекса РФ, судебная коллегия решила:

Заявление прокурора Курганской области о признании частично недействительным «Положения о порядке согласования кандидатур на должности судей в Курганской области», утвержденного Решением Курганской областной Думы 26 февраля 1997 года N 94 удовлетворить.

Признать пункты 4 и 5 «Положения о порядке согласования кандидатур на должности судей в Курганской области» недействительными, как противоречащие Закону.

В пункт 3 «Положения о порядке согласования кандидатур на должности судей в Курганской области» внести изменения.

Исключить из данного пункта обязанность представления пояснительной записки председателем областного суда с указанием кандидатур, принимавших участие в конкурсе.

Исключить возможность истребования комитетами материалов на других кандидатов, участвовавших в конкурсном отборе.

После вступления Решения судебной коллегии в законную силу признать не действующими с момента принятия п. 4 и п. 5, частично п. 3 «Положения о порядке согласования кандидатур на должности судей в Курганской области», утвержденного Решением Курганской областной Думы 26 февраля 1997 года N 94.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *