Отказ в назначении досрочной социальной пенсии как лицу из числа малочисленных народов Севера признан незаконным, поскольку гражданин является представителем указанной народности и проживает в местах традиционного расселения и хозяйственной деятельности своих предков.

Определение Ленинградского областного суда от 07.08.2014 N 33-3980/2014

Судья Устюжина Н.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Ночевника С.Г.,

судей Кабировой Е.В., Кошелевой И.Л.,

при секретаре И.Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2014 года, которым удовлетворено исковое заявление М.А.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области об обязании назначить социальную пенсию.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

М.А.Н. обратился в Подпорожский городской суд Ленинградской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области об обязании назначить досрочную социальную пенсию по старости с даты наступления права на социальную пенсию.

В обоснование иска указал, что является по национальности вепсом и относится к коренным малочисленным народам Севера, проживает на исконной территории вепсского народа в с. Винницы Подпорожского района Ленинградской области (Винницкое сельское поселение), достиг возраста <…> В силу п.п. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеет право на назначение досрочной социальной пенсии, однако в назначении данной пенсии ответчиком ему было отказано (л.д. 2 — 4)

Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 21.05.2014 исковые требования М.А.Н. удовлетворены с назначением пенсии с <…> (л.д. 71 — 76).

Ответчиком подана апелляционная жалоба с просьбой решение суда отменить и принять новое решение по делу. В жалобе указано на нарушение судом норм материального права. Судом были подменены понятия «Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера» с «Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации». В соответствии со ст. 1 Закона N 4520-1-ФЗ действие данного закона распространяется на лиц, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера, а потому социальные гарантии в виде досрочного назначения социальной пенсии распространяются только на малочисленные народы, которые проживают в указанных условиях, тогда как то, что истец относится к малочисленным народам именно Севера, в суде установлено не было (л.д. 80 — 85).

Истец М.А.Н. представил письменное возражение на апелляционную жалобу ответчика, в котором просит решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 21.05.2014 оставить без изменения. Считает, что указанное решение обоснованно, законно, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 93 — 95).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец М.А.Н., представитель ответчика, представитель третьего лица, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения судебного заседания, не явились, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, что М.А.Н., <…> рождения, по национальности является вепсом, с даты рождения по настоящее время проживает на территории Винницкого сельского поселения.

<…> истец обратился в ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении ему социальной пенсии по старости в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», как лицу из числа малочисленных народов Севера (л.д. 48 — 51).

Решением пенсионного органа от <…> в назначении указанной пенсии истцу отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р. Данный перечень содержит наименование народности «вепсы», но не указывает принадлежность вепсов именно к малочисленным народам Севера, как того требует пп. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ N 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Согласно Перечню районов Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (л.д. 45 — 57).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при достижении М.А.Н. возраста <…> у него возникло право на назначение спорной пенсии, поскольку истцом доказаны как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факты проживания на территории муниципального образования «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», которое отнесено к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р, и занятия им традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 статьи 5 ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее — малочисленные народы) — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на получение социальной пенсии имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), отнесенные к категории малочисленных народов специальным Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 г. N 82-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областях.

Вепсы включены также в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р.

Кроме того, необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).

В соответствии с частью 2 статьи 5 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» было издано Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 N 631-р, которым утвержден «Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации». В этот Перечень включен, в числе прочих, Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (Винницкое сельское поселение).

Таким образом, вепсам, проживающим на указанной территории, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.

Как установлено судом первой инстанции, М.А.Н. является вепсом, что подтверждается свидетельством о его рождении, относится к коренным малочисленным народам, постоянно проживает на территории традиционного расселения своих предков — в с. Винницы Подпорожского района Ленинградской области, достиг возраста <…>, соблюдает традиции вепсского народа, разговаривает на вепсском языке, занимается огородничеством, животноводством, рыбалкой, сбором лесных ягод и грибов, изготавливает крестьянский инвентарь.

С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о неправомерности решения Управления Пенсионного фонда в РФ в Подпорожском районе Ленинградской области от <…> об отказе в назначении досрочной социальной пенсии М.А.Н. и необходимости восстановления нарушенного права истца.

Руководствуясь положениями ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» о том, что пенсия, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее, и принимая во внимание, что истец с заявлением о назначении социальной пенсии обратился 17.03.2014, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика назначить истцу социальную пенсию с 01.03.2014.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, не опровергают выводы суда первой инстанции, были предметом исследования и оценки городского суда, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что оснований к отмене постановленного решения по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *