В удовлетворении требования о взыскании страхового возмещения отказано, поскольку страховой случай с заявителем произошел в течение года с момента увольнения со службы в органах внутренних дел, таким образом, обязанность выплаты возмещения лежит на страховой компании, в которой жизнь и здоровье гражданина были застрахованы на момент увольнения.

Определение Ленинградского областного суда от 27.08.2014 N 33-4368/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Горбатовой Л.В.,

судей Григорьевой Н.М., Пучковой Л.В.,

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,

при секретаре А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р. к обществу с ограниченной ответственностью Страховая компания «ВТБ Страхование» о взыскании страхового возмещения по апелляционной жалобе Р. на решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 26 июня 2014 года.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пучковой Л.В., возражения представителя общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «ВТБ Страхование» П., заключение представителя Ленинградской областной прокуратуры Чигаркиной Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Р. обратился в Волосовский районный суд Ленинградской области с иском к ООО СК «ВТБ Страхование» о взыскании страхового возмещения в размере <данные изъяты> руб. и штрафа в размере <данные изъяты> руб., указав, что приказом врио начальника ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 766 от 01 сентября 2011 года он уволен из органов внутренних дел по ст. 58 Положения «О службе в органах внутренних дел РФ».

27 августа 2012 года истцу установлена 3 группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

19 февраля 2014 года истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, в чем ему было отказано, поскольку действие государственного контракта от 26 марта 2012 года N 31/25 ГК, заключенного между МВД России и ООО СК «ВТБ Страхование», предметом которого являлось страхование на 2012 год жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, распространяется на тех сотрудников МВД России, которые проходили службу на 1 января 2012 года, поэтому документы на получение страховых выплат должны направляться в страховую компанию, в которой истец был застрахован на момент увольнения из органов внутренних дел в 2011 году, а именно в ОАО СК «Ростра».

Истец считает, что ответчик незаконно отказал в выплате страховой суммы, поскольку страховой случай наступил 27 августа 2012 года (дата установления истцу инвалидности), то есть в период действия договора, заключенного с ответчиком.

Решением Волосовского районного суда Ленинградской области от 26 июня 2014 года в удовлетворении иска Р. отказано (л.д. 128 — 134).

В апелляционной жалобе Р. просит решение суда первой инстанции отменить. Податель жалобы настаивает на том, что поскольку страховой случай наступил в период действия государственного контракта, заключенного с ООО СК «ВТБ Страхование», то обязанность по выплате страхового возмещения не может быть возложена на ОАО СК «Ростра», государственный контракт с которым прекратил свое действие в 2011 году (л.д. 140).

В суде апелляционной инстанции представитель ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» П. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Прокурор Ленинградской областной прокуратуры Чигаркина Е.Н. полагала решение суда законным и обоснованным.

Р., ОАО СК «Ростра» о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Р. проходил службу в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Приказом врио начальника ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 766 от 01 сентября 2011 года истец уволен из органов внутренних дел по п. В ст. 58 Положения «О службе в органах внутренних дел РФ» (выслуга срока службы, дающего право на пенсию).

07 июля 2011 года истец освидетельствован военно-врачебной комиссией Клинического госпиталя МСЧ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которой у истца установлено заболевание, полученное в период прохождения военной службы, и он признан ограниченно годным к военной службе.

27 августа 2012 года решением учреждения медико-социальной экспертизы Филиала — Бюро N 42 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу» истцу установлена 3 группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.

18 февраля 2014 года истец обратился в ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» с заявлением о выплате страховой суммы.

Письмом от 03 марта 2014 года материалы на выплату страховой суммы возвращены истцу.

Отказывая Р. в иске о взыскании с ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» страхового возмещения, суд первой инстанции исходил из того, что истец был уволен со службы в органах внутренних дел в 2011 году, инвалидность получил в течение года после увольнения, на момент увольнения его жизнь и здоровье в силу государственного контракта от 17 февраля 2011 года были застрахованы в ОАО СК «Ростра», и пришел к выводу, что обязанность по выплате истцу страховой суммы лежит на ОАО СК «Ростра».

Судебная коллегия с выводом суда соглашается.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (в ред. от 11 июня 2008 года, действовавшей на момент наступления страхового случая), жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

При наступлении страховых случаев военнослужащие и приравненные к ним лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, если инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов. К страховым случаям относится установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов (абз. 3 ст. 4).

В соответствии с п. 2 ст. 5 указанного Федерального закона в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период прохождения службы ему выплачиваются страховые суммы в размере: инвалиду I группы — 1 500 000 рублей; инвалиду II группы — 1 000 000 рублей; инвалиду III группы — 500 000 рублей.

На момент увольнения Р. из органов внутренних дел РФ 01 сентября 2011 года страхование жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществлялось на основании Государственного контракта от 17 февраля 2011 года, заключенного между ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ОАО СК «Ростра» (л.д. 56 — 61).

Согласно п. 2.2 настоящего контракта жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат страхованию со дня начала службы в органах внутренних дел Российской Федерации, по день окончания службы. При наступлении страховых случаев, предусмотренных подпунктами 3.1.1 и 3.1.2 данного контракта, военнослужащие и приравненные к ним лица считаются застрахованными лицами в течение одного года после окончания службы, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы.

В пункте 3.1.2 контракта указано, что установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, является страховым случаем.

Контракт вступает в силу с 01 января 2011 года и действует один год.

Таким образом, действие Государственного контракта от 17 февраля 2011 года, заключенного между ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ОАО СК «Ростра», распространяет свое действие на страховые случаи имевшие место в 2012 году, которые произошли с бывшими сотрудниками органов внутренних дел РФ, уволенными со службы в 2011 году, если такой страховой случай произошел в течение года после их увольнения.

Поскольку инвалидность была установлена истцу до истечения одного года после увольнения со службы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на истца распространяется действие Государственного контракта от 17 февраля 2011 года, заключенного между ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ОАО СК «Ростра».

Доводы апелляционной жалобы Р. о том, что инвалидность ему установлена в период действия Государственного контракта от 26 марта 2012 года, заключенного между Министерством внутренних дел РФ и ООО СК «ВТБ Страхование», в связи с чем, каких-либо правовых оснований для взыскания страхового возмещения с ОАО СК «Ростра» не имеется, основанием для отмены решения суда первой инстанции не являются.

Предметом Государственного контракта от 26 марта 2012 года, заключенного между Министерством внутренних дел РФ и ООО СК «ВТБ Страхование», является страхование в 2012 году жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ.

В пункте 2.2 данного контракта указано, что жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации по день окончания службы, военных сборов в пределах действия указанного контракта. При наступлении страховых случаев, предусмотренных подпунктами 3.1.1 и 3.1.2 указанного контракта, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными лицами в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В пункте 3.1.2 контракта указано, что установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, является основанием выплаты ему страхового возмещения.

При этом в пункте 3.2 оговаривается, что осуществление страховых выплат уволенным лицам при наступлении страховых случаев в течение года после увольнения производится страховщиком, у которого эти лица были застрахованы на момент увольнения.

Таким образом, распространение действия Государственного контракта от 26 марта 2012 года, заключенного между Министерством внутренних дел РФ и ООО СК «ВТБ Страхование», на страховые случаи, возникшие в 2012 году с сотрудниками, уволенными со службы в 2011 году, противоречит условиям указанного контракта, поскольку уволенные сотрудники не являются субъектами страхования.

В 2012 году истец уже не являлся сотрудником органов внутренних дел, поэтому перечисление страховой премии за указанное лицо в ООО СК «ВТБ Страхование» МВД РФ не могло производиться по условиям Государственного контракта от 26 марта 2012 года, в связи с чем, риск установления истцу инвалидности в ООО СК «ВТБ Страхование» застрахован не был.

При таких данных судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда, полагая, что его выводы основаны на законе и соответствуют материалам дела.

Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения и которые в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основанием для отмены решения суда в любом случае, не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые не являлись предметом исследования суда или опровергали бы его выводы.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 26 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *