В иске о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по неопубликованию проекта бюджета, ежеквартальных сведений о ходе исполнения бюджета и сведений о численности муниципальных служащих и работников муниципального образования с указанием фактических затрат на их денежное содержание отказано, поскольку в отсутствие официального печатного органа оспариваемые нормативные правовые акты были опубликованы на официальном сайте ответчика в общедоступной сети Интернет.

Апелляционное определение Магаданского областного суда от 21.05.2014 по делу N 2-92/2014, 33-388/2014

Судья Токшарова Н.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Бобылева С.В.,

судей Гришан Л.В., Выглева А.В.,

при секретаре Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2014 года в г. Магадане апелляционную жалобу администрации муниципального образования «поселок Дебин» Ягоднинского района Магаданской области на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 25 февраля 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора Ягоднинского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «поселок Дебин» по неопубликованию проекта бюджета муниципального образования «поселок Дебин» на 2014 год, решения об утверждении бюджета муниципального образования «поселок Дебин» на 2014 год, ежеквартальных сведений о ходе исполнения бюджета в 2013 году и сведений о численности муниципальных служащих и работников муниципального образования «поселок Дебин» с указанием фактических затрат на их денежное содержание в 2013 году.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Гришан Л.В., мнение помощника прокурора Магаданской области Зариповой Е.В., полагавшей апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,

установила:

Прокурор Ягоднинского района обратился в Ягоднинский районный суд Магаданской области с иском к администрации муниципального образования «поселок Дебин» о признании незаконным бездействия по неопубликованию проекта бюджета муниципального образования «поселок Дебин» на 2014 год, решения об утверждении бюджета муниципального образования «поселок Дебин» на 2014 год, ежеквартальных сведений о ходе исполнения бюджета в 2013 году и сведений о численности муниципальных служащих и работников муниципального образования «поселок Дебин» с указанием фактических затрат на их денежное содержание в 2013 году.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что орган местного самоуправления в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона N 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не опубликовал проект бюджета муниципального образования «поселок Дебин» на 2014 год, решение об утверждении бюджета муниципального образования «поселок Дебин» на 2014 год, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета в 2013 году и сведения о численности муниципальных служащих и работников муниципального образования «поселок Дебин» с указанием фактических затрат на их денежное содержание в 2013 году, чем не обеспечил право населения на возможность ознакомиться с указанными сведениями.

Согласно Уставу муниципального образования «Поселок Дебин» проект местного бюджета, решение об утверждении бюджета, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежит официальному опубликованию в официальном печатном органе.

Просил суд признать бездействие администрации муниципального образования «поселок Дебин» по неопубликованию информации незаконным, обязать администрацию муниципального образования «поселок Дебин» официально опубликовать решение об утверждении местного бюджета на 2014 год, ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих и работников администрации МО «поселок Дебин» за 4 квартал 2013 года, с указанием фактических затрат на их денежное содержание в 2013 году в срок до 01 апреля 2014 года и обязать муниципальный орган официально опубликовать указанные сведения в срок до 01 апреля 2014 года.

Решением Ягоднинского районного суда Магаданской области от 25 февраля 2014 года исковые требования прокурора Ягоднинского района удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования «Поселок Дебин» по неопубликованию проекта бюджета муниципального образования «поселок Дебин» на 2014 год, решения об утверждении бюджета муниципального образования «поселок Дебин» на 2014 год, ежеквартальных сведений о ходе исполнения бюджета в 2013 году и сведений о численности муниципальных служащих и работников муниципального образования «поселок Дебин» с указанием фактических затрат на их денежное содержание в 2013 году.

Обязал администрацию муниципального образования «поселок Дебин» в срок в течение месяца со дня вступления решения в законную силу официально опубликовать решение об утверждении местного бюджета на 2014 год, ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих и работников администрации муниципального образования «поселок Дебин» за 4 квартал 2013 года с указанием фактических затрат на их содержание в 2013 году.

В апелляционной жалобе администрации муниципального образования «поселок Дебин» поставлен вопрос об отмене решения суда, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального права.

Ссылаясь на часть 2 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация муниципального образования «поселок Дебин» указывает на то, что официальное опубликование нормативного правового акта не может быть совершено после его вступления в силу.

Считает, что поскольку спорные нормативные правовые акты вступили в силу и действуют в настоящее время, то требование прокурора об обязании ответчика официально опубликовать спорные нормативно правовые акты является неправомерным.

Обращает внимание на то, что в администрации муниципального образования «поселок Дебин» отсутствует официальное печатное издание.

Полагает, что размещение текстов спорных нормативных правовых актов на сайте ответчика свидетельствует об их официальном опубликовании и о принятии ответчиком надлежащих мер, позволивших ознакомиться с ними всем заинтересованным лицам.

Считает, что поскольку населению публичного образования была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием спорных нормативных правовых актов, то в силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В связи с тем, что ответчик не бездействовал и принял надлежащие меры по доведению до сведения населения содержание спорных нормативных правовых актов через средства массовой информации — официальный сайт муниципального образования «поселок Дебин», считает требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Ягоднинского района считает решение суда законным и обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права, в связи с чем не подлежащим отмене по доводам жалобы.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Прокурор Ягоднинского района, ответчик — администрация муниципального образования «Поселок Дебин», извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

На основании части 3 статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание прокурора Ягоднинского района Магаданской области и представителя администрации МО «Поселок Дебин».

Выслушав мнение помощника прокурора Магаданской области, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит решение суда подлежащим отмене.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что размещение администраций МО «Поселок Дебин» спорных нормативных правовых актов на официальном сайте, а также в библиотеке поселка нельзя считать официальным опубликованием, поскольку согласно Уставу МО «Поселок Дебин» тексты спорных нормативных правовых должны быть опубликованы только в официальном печатном органе, который определяется постановлением администрации.

Такой вывод суда противоречит нормам действующего законодательства и не соответствует разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и т.д.

Согласно статье 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно пункту 6 статьи 5 Устава муниципального образования «Поселок Дебин» официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается публикация их текстов в официальном печатном органе, который определяется постановлением администрации.

Вместо официального опубликования допускается обнародование муниципальных правовых актов, за исключением случаев, установленных бюджетным и налоговым законодательством.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Судом установлено, что решением Собрания представителей МО «Поселок Дебин» от 19 декабря 2013 года N 44 утвержден бюджет муниципального образования «Поселок Дебин» на 2014 год

Из материалов дела следует, что печатный орган, осуществляющий официальное опубликование нормативных правовых актов, в МО «Поселок Дебин» отсутствует.

Решение об утверждении местного бюджета, а также ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих и работников администрации МО «Поселок Дебин» с указанием фактических затрат на их содержания, были размещены на официальном сайте МО «Поселок Дебин», а также через местную библиотеку, что ни прокурором, ни администрацией МО «Поселок Дебин» не оспаривается.

Поскольку в отсутствие официального печатного органа в МО «Поселок Дебин» оспариваемые нормативные правовые акты были опубликован им на официальном сайте МО «Поселок Дебин» в общедоступной сети Интернет, что обеспечило население публичного образования возможностью ознакомления с содержанием нормативных правовых актов, то порядок опубликования нормативно правовых актов не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения их до сведения населения в ином порядке.

Кроме этого, Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации», который вступил в силу с 10 ноября 2011 года, внесены изменения в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 20.12.1991 N 2124-1 под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

Таким образом, к периодическим средствам массовой информации, в которых могут быть опубликованы нормативные правовые акты, помимо ранее установленного периодического печатного издания, также отнесены сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма и радиопрограмма.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,

определила:

решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 25 февраля 2014 года отменить и вынести по делу новое решение, которым прокурору Ягоднинского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Поселок Дебин» по неопубликованию проекта бюджета муниципального образования «поселок Дебин» на 2014 год, решения об утверждении бюджета муниципального образования «Поселок Дебин» на 2014 год, ежеквартальных сведений о ходе исполнения бюджета в 2013 году и сведений о численности муниципальных служащих и работников муниципального образования «поселок Дебин» с указанием фактических затрат на их денежное содержание в 2013 году и обязании официально опубликовать указанные сведения — отказать.

Судья
Магаданского областного суда
Л.В.ГРИШАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *