Судебный акт о привлечении к административной ответственности за нарушение требований сохранения объектов культурного наследия оставлен без изменения, так как совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении.

Решение Московского городского суда от 24.04.2014 по делу N 7-2102/14


Судья Бахвалов А.В.


Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М.,

с участием прокурора *** И.В.

защитника ООО "Производственно-коммерческая фирма "***" Сороченковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ООО "**" ** Е.А. на постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 19 марта 2014 года, которым Общество с ограниченной ответственностью "***", ИНН 5042025750, КПП 504201001, ОГРН 1025005335080, находящееся по адресу: ***,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 000 (двух миллионов) рублей,


установил:

08 ноября 2013 года заместителем руководителя - начальником отдела государственной охраны памятников истории и культуры и контроля за переданными полномочиями Управления Минкультуры России по Центральному федеральному округу в отношении ООО "** "**-*" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и назначено административное расследование.

13 января 2014 года заместителем руководителя - начальником отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ЦФО в отношении ООО "** "**" составлен протокол N 68-50 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.

Дело передано на рассмотрение в Останкинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.

Защитник ООО "*" ** Е.А. обратилась в суд с жалобой на постановление судьи, в которой ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, ссылается на то, что ООО "***" осуществляет строительство многоквартирного жилого дома и культурно-коммерческого центра N RU 5051204-41 по адресу: г. **, ул. 1-й ** (район школы N 1) на земельных участках с кадастровыми N 50:05:00000000:74905 и N 50:05:00000000:470 на основании разрешения на строительство многоквартирного жилого дома и культурно-коммерческого центра, выданного 06.05.2013 года администрацией городского поселения Сергиев-Посад Московской области; приказ ** N **, которым определена и утверждена зона природного ландшафта объекта всемирного наследия "**", не был зарегистрирован в Минюсте РФ и не опубликован; согласно сведениям из кадастровых планов земельных участков с кадастровыми N 50:05:00000000:74905 и N 50:05:00000000:470, они относятся к категориям земель населенных пунктов и в отношении них отсутствуют какие-либо сведения об ограничениях, обременениях или особых условиях использования; судьей дана ненадлежащая правовая оценка решению ** городского суда Московской области от 23.12.2011 года по делу N 2-4072/11, согласно которому невозможно применять положения Приказа *** N 262 от 22.04.2011 года, также судом не дано никакой правовой оценки заключению "Центра экспертизы и контроля объектов наследия и культурных ценностей от 03.02.2014 года, в соответствии с выводами которого нарушений законодательства в области охраны объекта культурного наследия со стороны ООО "***" не выявлено.

В судебном заседании защитник ООО "***" ** Л.В. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.

Прокурор также просила удовлетворить жалобу, считая постановление судьи необоснованным, поскольку вывод суда о том, что строительство ООО "***" ведется в границах объекта культурного наследия не основан на законе, приказ Росохранкультуры от 22.04.2011 N 262 не проходил регистрацию в Министерстве юстиции и не был опубликован, что подтверждено письмом из Министерства юстиции Российской Федерации от 05.12.2013 N 01-112468/13. Следовательно, вывод о нарушении зон охраны всемирного наследия "**" сделан на основании не вступившего в законную силу приказа, который не подлежит применению и не влечет правовых последствий. Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО "***" состава административного правонарушения. В установленном законом порядке ООО "***" заключены договоры аренды земельных участков и получено разрешение на строительство многоэтажного жилого дома и культурно-развлекательного центра, утвержден проект планировки, проведена государственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий. Позиция суда относительно того, что разрешительная документация должна была согласовываться с Министерством культуры РФ, не основана на законе.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "***" ** Л.В., прокурора, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.

Из материалов дела следует, что 8 ноября 2013 года в результате осмотра зоны охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия "***" (Московская область, г. Сергиев Посад) зафиксированы нарушения ООО "***" законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия и несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны - в зоне охраняемого природного ландшафта (участок Л-8) объекта всемирного наследия "**" по адресу: г. **, в районе школы N 1 на земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0000000:74905 и 50:05:0000000:470 осуществляются работы по строительству многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра без согласованной документации, а также без разрешения на проведение работ, когда такое разрешение обязательно, что свидетельствует о нарушении ООО "***" установленного законодательством об объектах культурного наследия порядка проведения работ.

Факт правонарушения и вина ООО "***" в его совершении подтверждаются: протоколом N 68-50 об административном правонарушении от 13 января 2014 года; актом осмотра зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения "**" от 8 ноября 2013 года, согласно которому в ходе осмотра установлено, что ООО "***" в зоне охраняемого природного ландшафта (участок Л-8) объекта всемирного наследия "**" по адресу: г. ** в районе школы N 1 на земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0000000:74905 и 50:05:0000000:470 осуществляются работы по строительству многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 8 ноября 2013 года; ответом Минкультуры России от 27 ноября 2013 года на запрос, из которого следует, что зоны охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде" утверждены приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 22.04.2011 года N 262. Земельные участки, на которых предполагалось строительство, входят в границы зон охраны объекта всемирного наследия "**" (л.д. 103 - 104); показаниями руководителя Управления Минкультуры РФ по ЦФО ** С.Е., заместителя руководителя Управления Минкультуры РФ в ЦФО *** В.В., допрошенных в ходе рассмотрения дела судьей районного суда.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем они правильно признаны судьей районного суда допустимыми доказательствами и положены в основу обжалуемого постановления.

В соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 35 и ст. 46 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с указанным Федеральным законом, земельным законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 45 указанного Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе работы по приспособлению памятника для современного использования проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

К проведению работ по сохранению объектов культурного наследия допускаются юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

В соответствии с п. 2 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315, на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Согласно п. 15 указанного Положения, на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия, и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы Министерство культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает нормативным правовым актом границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, а также конкретные требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон. При этом границы зоны охраняемого природного ландшафта, а также конкретные требования к режиму использования земель и градостроительному регламенту в границах данной зоны подлежат согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Границы зоны охраны природного ландшафта объекта всемирного наследия "***" установлены Приказом Росохранкультуры N 262 от 22.04.2011 года, упраздненной Указом Президента Российской Федерации от 08.02.2011 года, при этом функции Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия переданы Министерству культуры Российской Федерации (п. 2 Указана Президента Российской Федерации от 08.02.2011 года).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "***" осуществляет работы по строительству многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра в зоне охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия "***", что является нарушением требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия в зоне его охраны.

Довод заявителя о том, что, поскольку приказ Росохранкультуры N 262 от 22.04.2011 года, которым определена и утверждена зона природного ландшафта объекта всемирного наследия "***", не был зарегистрирован в Минюсте РФ и не опубликован, на земельные участки с кадастровыми N 50:05:00000000:74905 и N 50:05:00000000:470 не распространяются ограничения, обременения или особые условия использования, является несостоятельным, так как Приказ Росохранкультуры N 262 от 22.04.2011 года не отменен, факт отсутствия его регистрации в Минюсте РФ и не опубликование не влечет за собой изменение режима зоны охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия "***", возможность проведения строительных работ на указанной территории. Таким образом, наличие у ООО "***" разрешительной документации на строительство многоэтажного жилого дома, выданной администрацией городского поселения Сергиев Посад Московской области, не освобождает Общество от административной ответственности, поскольку указанные документы не прошли согласование с Министерством культуры РФ, в ведении которого находятся вопросы по соблюдению режима охраняемых объектов культурного наследия.

Суд не может принять во внимание экспертное заключение "Центра экспертизы и контроля объектов наследия и культурных ценностей", полученное по заказу ООО "***", согласно выводу которого строительные работы многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра на земельных участках с кадастровым номером 50:05:0000000:470 общей площадью 7 500 кв. м и с кадастровым номером 50:05:0000000:74905 общей площадью 26 639 кв. м ведутся ООО "***" на законных основаниях и не нарушают действующих нормативных и не нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также показания эксперта В., допрошенного в ходе рассмотрения дела судьей районного суда, поскольку они опровергаются вышеприведенными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

Вопреки утверждению заявителя, решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 23 декабря 2011 года получило надлежащую правовую оценку в постановлении судьи, не согласится с которой, оснований не имеется.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "***".

Судья районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении ООО "***".

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание ООО "***" назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, и является справедливым.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,


решил:

Постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 19 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "***" - оставить без изменения, жалобу защитника *** Е.А. - без удовлетворения.


Судья
Московского городского суда
Ю.М.СКАЩЕНКО