Исковые требования об обязании назначить трудовую пенсию досрочно удовлетворены, так как период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав.

Апелляционное определение Омского областного суда от 28.05.2014 по делу N 33-3280/2014


Председательствующий: Шибаева Г.Б.


Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей Ланцовой М.В., Подвязниковой Н.А.,

при секретаре Г. рассмотрела в судебном заседании 28 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Центральном АО г. Омска на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 03 марта 2014 года, которым постановлено:

"Включить в стаж К.А.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды прохождения военной службы и сверхсрочной службы в рядах ВС РФ с <...> по <...> в качестве <...> в в\части <...> (<...>), с <...> по <...> в Омском высшем общевойсковом командном училище в качестве <...>, с <...> по <...> в качестве <...> в в\части <...> (<...>), период нахождения в учебном отпуске с <...> по <...> во время работы в должности <...> в Омском областном ТЮЗе имени Ленинского комсомола.

Обязать ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска назначить К.А.П. трудовую пенсию досрочно с <...> года.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в ЦАО в пользу К.А.П. в счет расходов по оформлению нотариальной доверенности <...> руб., в счет возврата уплаченной госпошлины <...> руб. В остальной части иска отказать.".

Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия


установила:

К.А.П. обратился в суд с иском об обязании ГУ УПФ РФ по ЦАО г. Омска включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии досрочно периоды прохождения военной службы и сверхсрочной службы в рядах ВС РФ: с <...> по <...> в качестве <...> в в\части <...> (<...>), с <...> по <...> в Омском высшем общевойсковом командном училище в качестве <...>; с <...> по <...> в качестве <...> в в\части <...> (<...>); период нахождения в отпуске без содержания с <...> по <...> в период работы в Омском государственном цирке в качестве <...>); период нахождения в учебном отпуске с <...> по <...> в период работы в качестве <...> в Омском областном ТЮЗе имени Ленинского комсомола, об обязании назначить трудовую пенсию досрочно с <...> года, о взыскании судебных расходов по оплате услуг нотариуса по оформлению доверенности в сумме <...> рублей, по оплате госпошлины в сумме <...> рублей.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, не поддержал иск в части включения в специальный стаж периода нахождения в отпуске без содержания с <...> по <...>, предъявил дополнительные требования о взыскании компенсации морального вреда в сумме <...> рублей.

Истец, его представитель М. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика К.А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник ГУ УПФ РФ в Центральном АО г. Омска Т. просит решение суда отменить. Указывает, что спорные периоды службы в армии в должности <...> не могут быть зачтены в специальный стаж, так как специальность "<...>" Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447, не предусмотрена. Период службы в армии мог быть включен в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 28 декабря 1967 года N 1169, приходилось на работу в должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Поэтому, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом рассматриваемого периода службы в армии может определяться, если 2/3 стажа составляет работа в должностях, указанных в пунктах 1, 2 утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 28 декабря 1967 года N 1169, и протекавшая в период действия данного Постановления. Период с 08.01.1996 по 06.02.1996 нахождения в учебном отпуске не подлежит зачету специальный стаж, поскольку согласно п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях", утв. постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Кроме периодов работ в стаж включаются периоды получения пособия по временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных отпусков. Вышеуказанный период таковым не является. Кроме того, не согласны со взысканием суммы на оплату доверенности, т.к. она выдана на срок <...> года, что дает право для представления интересов истца в иных судебных процессах и иных органах государственной власти.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца К.А.П. - М., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.

При назначении досрочных трудовых пенсий по старости Пенсионный фонд руководствуется Списком профессий, должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.

В соответствии в п. 3 указанного Списка, право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка) - артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.

Из материалов дела следует и установлено судом, что решением ГУ УПФ РФ по ЦАО г. Омска от <...> К.А.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

При этом в указанный стаж не были включены период нахождения в учебном отпуске с <...> по <...>, а также периоды прохождения военной службы в должности <...> с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, поскольку должность "<...>" не предусмотрена Списком, утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.1991 N 447; кроме того, не подтверждена работа в профессиональных художественных коллективах.

Согласно справке Военного комиссариата Омской области от <...> года N <...> К.А.П. был призван в ряды ВС, проходил службу по призыву с <...> по <...> в качестве <...> в в\части <...> (<...>), сверхсрочную службу с <...> по <...> в Омском высшем общевойсковом командном училище в качестве <...>, с <...> по <...> в качестве <...> в в\части <...> (<...>.

Данные сведения нашли свое подтверждение в воинском билете истца.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П, оценка пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 01.01.2002 г., возможна по ранее действовавшему законодательству.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

В период прохождения истцом военной службы на территории СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 28 декабря 1967 года N 1169 "Об объединении решений Правительства СССР о пенсиях за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и театрально-зрелищных предприятий и коллективов".

Пунктом 2 данного постановления было предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для артистов оркестра, играющих на духовых инструментах, при стаже работы на сцене не менее 25 лет.

Согласно пункту 3 постановления в стаж творческой работы артистов театров, других театрально-зрелищных предприятий и музыкальных коллективов включается время пребывания их в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах при условии, если не менее двух третей стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходится на работу в должностях, дающих право на эту пенсию.

В период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии действовал Перечень квалификационных характеристик артистов театров, утвержденный Министром культуры СССР 16.09.1977 года. Перечнем установлены должностные обязанности и квалификационные требования, в том числе, артиста оркестра. К должностным обязанностям отнесено привлечение артиста как музыканта-инструменталиста к выступлению на сцене.

Согласно Типовой инструкции штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 22.10.1993 года N 489 "О мерах по совершенствованию деятельности штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации" были включены как должности артистов, так и должности музыкантов. В примечании к Типовой инструкции указано, что должности, обозначенные "*" (в частности, так обозначена должность музыканта) подлежат замещению только военнослужащими сверхсрочной службы, проходящими службу по контракту или призыву, но не лицами гражданского персонала.

Инструкцией "О порядке определения квалификации для замещения штатных должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву, и гражданского персонала штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.1996 года N 417, установлены единые квалификационные требования для артистов и музыкантов 2 категории.

Действующее ранее Положение о военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации и Руководство по организации деятельности штатных военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны РФ от 22.11.1996 г. N 417, а также действующее в настоящее время Руководство по организации деятельности военных оркестров Вооруженных Сил РФ, утв. приказом Министра обороны РФ от 13.01.2012 г. N 13 прямо предусматривают, что военный оркестр является профессионально-творческим коллективом.

Таким образом, при оценке права истца на досрочную пенсию суд правильно учел нормы, как ранее действовавшего, так и действующего законодательства, то есть статью 81 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", регулировавшую вопросы назначения пенсии на льготных основаниях до 1 января 2002 года, и подпункт 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно включил в специальный стаж период работы в должности <...> в/ч <...> (<...>) с <...> по <...> (<...>.), с <...> по <...> в Омском высшем общевойсковом командном училище в качестве <...> (<...>.), с <...> по <...> в качестве <...> в в\части <...> (<...>) <...>. (в решении ошибочно указано <...>.).

Согласно справке БУК ОО "Омская филармония", уточняющей условия труда, К.А.П. работает полный рабочий день <...> Омского академического симфонического оркестра БУК ОО "Омская филармония" в период с<...> по настоящее время (<...>).

Согласно архивной справке БОУСПО "Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина" от <...> К.А.П. проходил обучение в данном учебном заведении с <...> по <...> по специальности Инструментальное исполнительство (<...>). Отчислен с последующим поступлением в Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского (<...>).

В материалы дела представлена копия диплома, выданного истцу <...> Уральской государственной консерваторией имени М.П. Мусоргского, согласно которому истцу присвоена специальность <...>, <...>. Год поступления - <...>. (<...>).

Таким образом, доводы жалобы о необоснованности включения указанных выше периодов в специальный стаж и назначении пенсии являются несостоятельными, судебной коллегией отклоняются.

Суждения суда о необходимости включения в специальный стаж периода нахождения в учебном отпуске с <...> по <...> (<...> дней) также соответствуют закону.

Согласно приказу директора Омского областного театра юного зрителя учебный отпуск был предоставлен истцу для сдачи зачетно-экзаменационной сессии в Государственной Уральской консерватории (<...>).

Согласно ст. 198 ранее действовавшего КЗоТ РСФСР студентам, успешно обучающимся в заочных высших учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставляется на третьем и последующих курсах - 40 календарных дней, для сдачи государственных экзаменов предоставляется отпуск 30 календарных дней. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в заочных высших учебных заведениях, за работниками сохраняется заработная плата, но не выше установленного размера.

В статье 173 ТК РФ также предусмотрено сохранение в указанный период заработной платы работнику, с которой работодатель обязан производить отчисления страховых взносов.

В соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

С учетом изложенного являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что указанный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку не предусмотрен п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях", утв. постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002.

При обращении с заявлением в Пенсионный фонд в бесспорном порядке истцу было зачтено <...>. специального стажа; с учетом включенных судом периодов специальный стаж К.А.П. составил <...>., при требуемых <...> лет.

В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Принимая во внимание, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии <...>, по настоящее время продолжает трудовую деятельность в Омской филармонии в качестве <...>), суд правильно с учетом требований ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" определил дату назначения пенсии - с <...>.

Несогласие ответчика со взысканием в пользу истца расходов на оформление нотариальной доверенности в сумме <...> руб. мотивировано тем обстоятельством, что доверенность выдана на срок <...> года, что дает право для представления интересов истца в иных судебных процессах и иных органах государственной власти. Однако, указанные доводы не могут послужить основанием для отказа истцу во взыскании понесенных судебных расходов, право на возмещение которых предусмотрено ч. 1 ст. 98 ГПК РФ.

Предусмотренных законом оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда у суда не имелось. Решение суда в указанной части не оспаривается.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства для дела, права и обязанности сторон, надлежаще в соответствии со статьей 67 ГПК РФ оценил представленные по делу доказательства, а также правильно применил материальный закон, регулирующий спорное правоотношение

Нарушений норм процессуального права, которые могут повлечь отмену постановленного решения, судебной коллегией также не усматривается, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 03 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.