Исковые требования об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение удовлетворены, так как обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.

Апелляционное определение Омского областного суда от 04.06.2014 по делу N 33-3394/2014

Председательствующий: Лосева Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой В.П.,

судей областного суда Полыги В.А., Утенко Р.В.,

при секретаре З.,

рассмотрела в судебном заседании 04 июня 2014 г. дело по апелляционной жалобе управляющего Государственного учреждения — Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Л.А. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 31 марта 2014 г., которым постановлено:

«Исковые требования Е. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение — Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить инвалиду III группы Е. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендуемым профилем, сезоном, местом лечения и продолжительностью за 2013 год за счет средств федерального бюджета».

Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия,

установила:

Е. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области об обеспечении путевкой на санаторно-курортные лечение. Истец указала, что является <…>, ей рекомендовано санаторно-курортное лечение. Для получения путевки истец обратилась с заявлением в БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Советского административного округа г. Омска «Любава», которым была поставлена на очередь под N <…> по Омской области. До настоящего времени путевкой на санаторно-курортное лечение за <…> год она не обеспечена, в связи с чем просила обязать Министерство труда и социального развития Омской области предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за <…> год на <…> дня в соответствии с медицинскими показаниями в санаторий г. Омска или Омской области.

В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Государственное учреждение — Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

В судебном заседании истец Е. просила суд самостоятельно определить надлежащего ответчика, обязанного выдать ей путевку на санаторно-курортное лечение за <…> год, просила исковые требования удовлетворить.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в связи с отказом Правительства Омской области от реализации части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и передачей <…> личных дел граждан, состоявших на учете по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение, в Омское региональное отделение ФСС, поскольку с <…> полномочия по обеспечению граждан путевками перешли к органу социального страхования.

Представитель государственного учреждения — Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Х. в судебном заседании требования не признал, указав, что Фонд считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку право истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение не нарушал. Полномочиями по обеспечению путевками за <…> год фонд не обладает, ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрен переход данных полномочий к фонду. Фонд будет обеспечить путевками граждан, обратившихся в <…> году. Министерство труда и социального развития Омской области не представило доказательств, свидетельствующих о невозможности обеспечения Е. санаторно-курортной путевкой в <…> году.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства Омской области Л.С. в судебном заседании указала, что надлежащим ответчиком по данному делу является фонд социального страхования, к которому с <…> перешли полномочия по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение.

Представители Министерства финансов Омской области, Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску, третьего лица БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Советского административного округа г. Омска «Любава», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе управляющий Государственного учреждения — Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Л.А. просит решение суда отменить, ссылаясь, что Учреждение не может отвечать за неисполнение Министерством труда и социального развития Омской области обязанностей по обеспечению санаторно-курортным лечением Е. в период с <…> по <…> гг., поскольку на отделение Фонда такие обязанности в указанный период возложены не были. Министерством труда и социального развития Омской области не представлены доказательства возложения обязательств по обеспечению граждан путевками на отделение Фонда, а также не представлены доказательства отсутствия в этих целях финансирования. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, введение этого понятия не связано с правом гражданина на ежегодное получение путевки. Попытки отдельных категорий льготников ежегодно получать путевки на основании судебных решений нарушают законные права других граждан, а понуждение Фонда предоставить путевки за счет граждан, обратившихся с заявлениями в <…> году, по неисполненным заявкам предыдущих лет влечет нарушение их прав.

В судебном заседании представитель государственного учреждения — Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Х. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области В. выразила согласие с постановленным решением суда.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В судебном заседании установлено, что Е. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию.

Истец обратилась в отдел Советского административного округа УМТСР Омской области по городу Омску — Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания «Любава» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на <…> год. В настоящее время ее учетный номер по обеспечению санаторно-курортным лечением по Омской области составляет N <…>.

В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2010 г. N 277-п, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, путевки на санаторно-курортное лечение выдавались гражданам в соответствии с учетным номером и датой постановки на учет, а также рекомендуемым профилем, сезоном и местом лечения, указанным в медицинской правке по форме N 070/у-04 для получения путевки.

<…> Е. получен отказ в предоставлении путевки от Министерства труда и социального развития Омской области в связи с недостаточностью выделенной Омской области субвенции в <…> году. Не согласившись с таким ответом на ее обращение, Е. обратилась за судебной защитой своих прав.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.

Обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета, но могут быть переданы в ведение субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям части 8 статьи 6.1, пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год; порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (абзац 1 части 2, часть 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

Во исполнение указанного положения Федерального закона Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан Приказ от 29 декабря 2004 г. N 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

В соответствии с пунктом 3.3 названного Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке (пункт 3.4 Порядка).

Таким образом, правоотношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, урегулированы федеральным законодательством, которое гарантирует инвалидам предоставление при наличии медицинских показаний санаторно-курортного лечения в течение календарного года.

Довод жалобы о том, что Федеральный закон «О государственной социальной помощи» не гарантирует ежегодное бесплатное обеспечение путевками, является в данной связи необоснованным.

Принимая во внимание, что Е. обратилась с соответствующим заявлением, приложив предусмотренные законом документы, в том числе подтверждающие ее нуждаемость в санаторно-курортном лечении, а именно медицинскую справку Формы N 070/у-04 от <…> ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Согласно статьи 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.

Статьей 26.8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.

Соглашением, заключенным между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Омской области, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2424-р, органам власти Омской области были переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии со статьей 5 Соглашения исполнение переданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций. Во исполнение этого Соглашения Постановлением Правительства Омской области 27 декабря 2010 г. N 277-п были установлены порядок оказания государственной социальной помощи и ответственные за это органы исполнительной власти — Министерство труда и социального развития Омской области и его органы на местах.

Данное соглашение действовало с 01 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г.

Распоряжением Правительства РФ от 20 декабря 2013 г. N 2452-р утверждено новое Соглашение между Министерством труда и социальной защиты РФ и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, вступившее в силу с 01 января 2014 г., которым не предусматривается передача органам исполнительной власти Омской области полномочий по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Также с 01 января 2014 г. на основании Постановления Правительства Омской области от 24 декабря 2013 г. N 353-п утратило силу Постановление Правительства Омской области 27 декабря 2010 г. N 277-п.

Таким образом, на момент рассмотрения искового заявления полномочия по оказанию данной меры государственной социальной помощи не были отнесены ни законом, ни Соглашением к компетенции органов исполнительной власти Омской области.

В соответствии со статьями 6 и 8 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101, исполнение указанных полномочий возложено на Фонд социального страхования РФ, который исполняет их за счет собственных средств.

Согласно пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 02 декабря 2013 г. N 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» ФСС РФ в 2014 году осуществляет расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях.

<…> в соответствии с актом Государственное учреждение — Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ получило от Минтрудсоцразвития Омской области сведения о состоящих на учете гражданах, подавших заявления о предоставлении санаторно-курортных путевок, и о выданных путевках.

Согласно представленным в суд первой инстанции документам, закон Омской области об исполнении областного бюджета за <…> год на настоящий момент не принят, однако, согласно отчета о расходовании субвенций за <…> год из полученных <…> тыс. руб. израсходовано на санаторно-курортное лечение <…> тыс. руб. и на бесплатный проезд <…> тыс. руб.; остаток неизрасходованных средств в сумме <…> тыс. руб. в соответствии с п. 5 ст. 242 БК РФ был возвращен в федеральный бюджет, что подтверждается представленным платежным поручением N <…> от <…> г.

Доказательств нецелевого расходования Министерством труда и социального развития Омской области средств, предоставленных в виде субвенций, не имеется.

Органы власти Омской области несут ответственность за исполнение переданных им полномочий Российской Федерации только в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий, что обусловлено положениями пункта 3 статьи 26.20 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ, а также нормами Бюджетного кодекса РФ.

Согласно абзаца 6 пункта 1 и пункту 4 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.

Поскольку на момент разрешения искового заявления ни в силу закона, ни в силу соглашения между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Омской области Минтрудсоцразвития Омской области не обладало полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов путевок на санаторно-курортное лечение, и не было наделено необходимыми для этого средствами, а также, поскольку в силу закона соответствующие обязательства с 01 января 2014 г. перешли к Фонду социального страхования РФ в лице Омского регионального отделения, которое в силу пункта 28 Положения о фонде социального страхования РФ осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе, вывод суда первой инстанции о необходимости возложить обязанность по предоставлению путевки истцу на Омское регионального отделение ФСС РФ является правильным.

Отсутствие в бюджете последнего достаточных средств для исполнения такой обязанности на правильность решения суда не влияет и повлечь его отмену не может.

Указание на то, что в период с <…> по <…> отделение Фонда не имело полномочий по обеспечению граждан льготной категории путевками на санаторно-курортное лечение, в связи с чем не может являться ответчиком по иску о предоставлении путевки за указанный период Е., судебной коллегией отклоняется, поскольку указанные полномочия были возвращены Фонду социального страхования РФ, а сведения о гражданах, обратившихся с заявлениями об обеспечении санаторно-курортным лечением за указанный период, были переданы Фонду согласно акту приема-передачи сведений от <…>

Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение по причине передачи полномочий от одного государственного органа другому.

Довод апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление Е. путевки на санаторно-курортное лечение ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не является основанием для отмены решения суда, так как действующим законодательством не предусмотрена очередность предоставления гражданам данной категории санаторно-курортного лечения.

Право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в соответствующем регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. Санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий.

Доводы, изложенные представителем ответчика в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, и не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, правильности выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления.

Руководствуясь ст. ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Первомайского районного суда г. Омска от 31 марта 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу управляющего Государственного учреждения — Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Л.А. без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *