Иск о предоставлении жилого помещения удовлетворен правомерно, так как истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено.

Апелляционное определение Омского областного суда от 06.08.2014 по делу N 33-4796/2014

Председательствующий: Рязанова О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Мотрохова А.Б.,

судей областного суда Поповой Э.Н., Усовой Е.И.,

при секретаре К.,

рассмотрела в судебном заседании 06 августа 2014 года

дело по апелляционной жалобе Ч. на решение Центрального районного суда города Омска от 28 мая 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ч. к Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Ч. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Поповой Э.Н., судебная коллегия

установила:

Ч., <…> года рождения обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец <…> умер в <…> году, ее мать <…> решением Целинного районного суда Алтайского края от <…> лишена родительских прав. Она имеет постоянную регистрацию по месту жительства у бабушки по адресу: <…>. В настоящее время обучается в Омской государственной медицинской академии Минздрава РФ, временно зарегистрирована в общежитии. В сентябре 2011 года постановлением Администрации г. Омска она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно сведениям, полученным в Министерстве образования Омской области, она включена в список лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просила обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования Омской области.

В судебном заседании истец Ч. и ее представитель С. заявленные требования поддержали.

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области О. исковые требования не признала. Пояснила, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по указанной категории, а предоставление ей жилого помещения вне очереди нарушит права иных лиц, которые были поставлены на учет ранее истца.

Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела ответчик извещен надлежаще. Представлено ходатайство об изменении процессуального статуса ответчика Министерства образования Омской области на третье лицо, поскольку постановлением Правительства Омской области от 14 мая 2014 года N 98-п внесены изменения в Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, согласно которым единственным уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями является Министерство имущественных отношений Омской области.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ч. просит решение суда изменить в части указания в резолютивной части на Порядок предоставления жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п. Отмечает, что суд необоснованно указал в решении способ исполнения решения в соответствии с указанным Порядком, так как положения, предусмотренные п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, не содержат указания на конкретный срок или очередность предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений. Напротив, нормы закона обязывают предоставить данной категории граждан жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения. Следовательно, указанный в Федеральном законе N 159-ФЗ и Порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, утвержденном постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п», список лиц из числа детей-сирот, формируется исключительно для учета таких лиц. При изложенных обстоятельствах, решение суда в части указания в его резолютивной части на Порядок предоставления жилых помещений, незаконно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон N 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в законе закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно положениям ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Из изложенного следует, что лицам указанной категории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений непосредственно в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Из материалов дела следует, что Ч. родилась <…>. Ее отец <…> умер <…>. Ее мать <…> решением Целинного районного суда Алтайского края от <…> лишена родительских прав. Приказом департамента образования Администрации г. Омска от <…> N N <…> над Ч. установлено попечительство.

Постановлением Администрации г. Омска от <…> N N <…> истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (<…>).

Жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено.

Ч. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <…>; имеет регистрацию по месту временного пребывания с <…> по <…> по адресу: <…>

По сведениям ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области, а также согласно справке филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от <…> Ч. в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится.

Согласно представленным документам на момент принятия истца на учет для предоставления жилья, ее возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма истцу не предоставлялось. Право истца на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, ответчиками также не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Применительно к ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п (далее — Порядок).

Согласно данному Порядку с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Омской области от 14 мая 2014 года N 98-п, уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями является Министерство имущественных отношений Омской области.

Таким образом, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство имущественных отношений Омской области с учетом установленного законодательством субъекта Российской Федерации Порядка, а именно, постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что указание на данный Порядок является незаконным, а реализация права на предоставление жилого помещения должна иметь место незамедлительно после его возникновения, не может быть принята во внимание, поскольку истец, применительно к положениям ЖК РФ, права внеочередного предоставления жилого помещения не имеет; при этом очередность предоставления жилых помещений, на что также ссылается в жалобе истец, указанным Порядком не предусмотрена.

Так, согласно п. 10 указанного Порядка сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.

В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

Решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущества в течение 10 рабочих дней с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка (п. 11 Порядка).

Очередность предоставления детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений также не предусмотрена и Порядком ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным приказом Министерства образования Омской области от 28 декабря 2012 года N 78 «О мерах по реализации ст. 17.1 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» (далее — Порядок ведения списка).

Указанный список ведется структурным подразделением Министерства образования Омской области, в функции которого входит обеспечение исполнения полномочий Министерства образования Омской области по организации обеспечения жилыми помещениями лиц, которые подлежат обеспечению жилым помещением (далее — уполномоченное подразделение).

Согласно п. 11 Порядка ведения списка включение лиц, которые подлежат обеспечению жилым помещением, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты их рождения.

В случае если несколько лиц, которые подлежат обеспечению жилым помещением, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них вносятся в список с учетом дат принятия решений о включении их в список.

В случае установления факта, сведения о ребенке-сироте и ребенке, оставшемся без попечения родителей, лице из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вносятся в список с учетом даты принятия решения об установлении факта.

Из изложенного следует, что указанный выше список формируется непосредственно для учета лиц указанной категории в целях предоставления жилых помещений в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, установленным законодательством субъекта Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает, что применительно к положениям ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, указание в резолютивной части решения суда на Порядок предоставления жилых помещений закону не противоречит и прав истца не нарушает.

Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено.

Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

решение Центрального районного суда города Омска от 28 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ч. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *