Иск о досрочном назначении пенсии удовлетворен правомерно, так как на момент обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости специальный стаж истца с учетом включения судом оспариваемых периодов составил более 30 лет.

Апелляционное определение Омского областного суда от 13.08.2014 по делу N 33-5195/2014

Председательствующий: Гунгер Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей Подвязниковой Н.А., Чеботаревой Е.А.,

при секретаре Б.Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 19 мая 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования истца удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска включить в специальный стаж работы Л., дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, следующие периоды:

— периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <…> по <…> года, с <…> по <…> года, с <…> по <…> года, с <…> по <…> года, с <…> по <…> года;

— период получения пособия по беременности и родам с <…> по <…> года.

Обязать Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска назначить Л. досрочную трудовую пенсию по старости с <…> года.

Взыскать с Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска в пользу Л. судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Масленкиной С.Ю., судебная коллегия

установила:

Л. обратилась в суд с иском к ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска о досрочном назначении пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска N <…> от <…> ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа на соответствующих видах работ. Ответчик отказался включить в трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…>, а также период получения пособия по беременности и родам с <…> по <…>. Кроме того, ответчик не включил в специальный стаж периоды закрытия лечебного учреждения на ремонт с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…>. Считает, что отказ в назначении пенсии нарушает ее права.

Просила обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельностью, указанные периоды и назначить пенсию по старости с <…>.

В судебном заседании Л. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ — Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска К., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать. Пояснила, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и получения пособия по беременности и родам не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как согласно Постановлению Совета Министров РСФСР N 464 от 06 сентября 1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» и п. 5 Правил исчисления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, льготному исчислению подлежат только периоды работы.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска просит решение суда отменить, ссылается на нарушение судом норм материального права. Указывает, что суд необоснованно удовлетворил требования истца, так как льготному исчислению подлежат только периоды работы. Период получения пособия по беременности и родам подлежал включению в специальный стаж в календарном исчислении. Аналогичные основания приведены заявителем в части несогласия с выводами суда о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав объяснения Л., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Л. в период с <…> по <…> работала в должности акушерки акушерского отделения патологии беременности в родильном доме при Клинике Узбекского НИИ Акушерства и гинекологии в Республиканском специализированном научно-практическом медицинском центре Акушерства и Гинекологии. С <…> по настоящее время работает в БУЗ ОО «Родильный <…>» в должности акушерки отделения патологии беременности.

<…> Л. обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.

Решением ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска N <…> от <…> Л. отказано в установлении пенсии по п. п. 20 п. 1 ст. 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Истцу отказано во включении в специальный стаж периодов получения пособия по беременности и родам с <…> по <…>, нахождения на курсах повышения квалификации с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…>, отпуска без сохранения заработной платы <…>, закрытия лечебного учреждения на ремонт с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…> в календарном и льготном исчислении.

Решением ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска установлено, что специальный стаж Л. на момент рассмотрения заявления о назначении пенсии составляет 29 лет 03 мес. 05 дней.

Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности акушерки включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, в п. 2 названного Постановления указано, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров пенсия назначается в исчислении 1:1,6.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 вышеуказанных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, указанное право лицам, работающим в должности акушерка в отделении акушерской патологии беременности хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных, в том числе п. 20 Списка (родильный дом).

Статьей 255 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Как следует из представленной архивной справки от <…> N <…>, в период с декабря 1994 года по май 1995 года Л. начислялись и выплачивались пособия по временной нетрудоспособности.

Учитывая, что период работы истца в должности акушерки акушерского отделения патологии беременности в родильном доме при Клинике Узбекского НИИ Акушерства и гинекологии в Республиканском специализированном научно-практическом медицинском центре Акушерства и Гинекологии до января 2002 года ответчиком исчислен как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, время нахождения Л. в отпуске по беременности и родам суд первой инстанции правомерно включил в специальный стаж на тех же условиях, что и трудовую деятельность истца в указанный период, то есть в льготном исчислении.

Доводы апелляционной жалобы в указанной части не могут быть приняты во внимание как не основанные на законе.

Также судом первой инстанции правомерно включены в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении 1:1,6.

Из материалов дела следует, что истец проходила курсы повышения квалификации по занимаемой ею должности с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…>, с <…> по <…>.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии с требованиями действовавших в спорный период ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от <…> N 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от <…> N <…> «О порядке получения квалификационных категорий», приказа Минздравсоцразвития РФ от <…> N 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.

По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы о неправомерном включении судом периодов прохождения Л. курсов повышения квалификации в специальный стаж в льготном исчислении не могут быть признаны состоятельными.

С учетом того, что на момент обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости специальный стаж истца с учетом включения оспариваемых периодов составил более 30 лет, суд правомерно признал за Л. право на назначение пенсии с момента обращения к ответчику, с <…>, и возложил обязанность на ответчика назначить трудовую пенсию по старости с указанной даты.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены или изменения по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *