Исковые требования о перерасчете пенсии удовлетворены правомерно, поскольку в соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств истцу была исчислена и назначена пенсия по законодательству места прохождения службы, поэтому, несмотря на то, что истец переехал на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения, перерасчету по новому месту жительства пенсия не подлежит.

Апелляционное определение Омского областного суда от 13.08.2014 по делу N 33-5072/2014

председательствующий Рязанова О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Кудря Т.Л.,

судей Будылка А.В., Дьякова А.Н.,

при секретаре Б.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Омского гарнизона в интересах М.Р.Г. к Военному комиссариату Омской области, Министерству обороны России, ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Свердловской области» о перерасчете пенсии по апелляционной жалобе Военного комиссариата Омской области на решение Центрального районного суда города Омска от 05 июня 2014 года об удовлетворении требований.

Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения представителя военного прокурора Омского гарнизона Б.С., объяснения представителя М.Р.Г. М.И.Н., судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Омского гарнизона обратился в защиту интересов М.Р.Г. с заявлением о признании действий военного комиссариата Омской области и ФКУ «УФО Минобороны России по Свердловской области», выраженными в перерасчете выслуги лет и назначении пенсии М.Р.Г. в меньшем размере, незаконными, понуждении установить размер пенсии М.Р.Г. в соответствии с расчетом выслуги лет, произведенным кадровыми и финансовыми органами Минобороны Кыргызской Республики при увольнении с военной службы.

Впоследствии требования были изменены на исковые.

В обоснование исковых требований военный прокурор Омского гарнизона указал, что М.Р.Г. проходила военную службу в составе Вооруженных сил Кыргызстана. С <…> на основании расчета выслуги лет, произведенной кадровыми и финансовыми органами Минобороны Кыргызстана М.Р.Г. установлена выслуга лет: календарная — <…> лет, в льготном исчислении — <…> года, назначена пенсия в размере <…>% от денежного довольствия военнослужащего. После увольнения с военной службы М.Р.Г. убыла в <…> к месту постоянного жительства, где ей была назначена пенсия <…>%, а затем в <…> — в город Омск. В связи со сменой места жительства и постановкой на воинский учет в военном комиссариате Омской области с <…> был произведен перерасчет пенсии М.Р.Г., при этом размер пенсии военнослужащего установлен в меньшем размере: календарная выслуга лет — <…> лет, в льготном исчислении — <…> лет, размер пенсии — <…>% от денежного довольствия военнослужащего. Кроме того, для уточнения выслуги лет личное (пенсионное) дело М.Р.Г. должностными лицами военного комиссариата Омской области направлено в ФКУ «УФО Минобороны России по Свердловской области», где также был осуществлен перерасчет выслуги лет М.Р.Г. в соответствии с расчетом военного комиссариата Омской области. Между тем, Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от <…> предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим службы (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, на территории которых военнослужащие проходили военную службу. М.Р.Г. в период с <…> по <…> работала на различных должностях <…> персонала, с <…> поступила на военную службу. В соответствии с законодательством <…> лет на военной службе входит время работы <…> персонала в системе <…>. Выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии, в том числе на льготных условиях, по месту прохождения службы в одном из государств-участников Соглашения военнослужащему, уволенному с военной службы и переехавшему на постоянное место жительства в другое государство-участник Содружества, перерасчету по новому месту жительства не подлежит. Военный прокурор Омского гарнизона полагал перерасчет пенсии и назначение ответчиками пенсии М.Р.Г. в меньшем размере незаконными и противоречащими нормам международного права.

Уточнив требования, просил обязать военный комиссариат Омской области и ФКУ «УФО Минобороны России по Свердловской области» осуществить перерасчет пенсии М.Р.Г. исходя из размера <…>% от денежного довольствия военнослужащего с <…>.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.

В судебном заседании представитель военного прокурора Омского гарнизона исковые требования с учетом их уточнений поддержал в полном объеме по доводам иска. Пояснил, что после прибытия М.Р.Г. на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в <…>, пенсия истцу выплачивалась исходя из <…>% от денежного довольствия военнослужащего, но после переезда М.Р.Г. на постоянное место жительства в город Омск размер выслуги лет истца ответчиками был пересчитан в меньшую сторону, из выслуги лет исключены периоды <…> службы в учреждениях <…>.

М.Р.Г. исковые требования военного прокурора Омского гарнизона также поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчиков — Военного комиссариата Омской области и ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Свердловской области» иск не признала. Пояснила, что в Соглашении от 15 мая 1992 года указывается о взаимном зачете в выслугу лет пенсии военнослужащего только периодов военной службы военнослужащих в составе Вооруженных Сил или других воинских формирований, поэтому в расчет выслуги лет М.Р.Г. периоды работы в качестве <…> персонала в системе <…> на различных должностях с <…> года по <…> года включены быть не могут.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебном заседании участия не принимал.

Решением суда Военный комиссариат Омской области и Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Свердловской области» обязаны произвести перерасчет пенсии М.Р.Г. исходя из размера <…>% от денежного довольствия военнослужащего с <…>.

В апелляционной жалобе Военный комиссариат Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Перерасчет пенсии М.Р.Г. является правильным. Ссылки истца на решение Экономического суда СНГ от 13 апреля 2007 года о толковании статьи 2 Соглашения о возможности включения в расчет выслуги лет периодов, не связанных с военной службой, не состоятельны. Указывает на отсутствие факта нарушение пенсионных прав М.Р.Г.

В возражениях на апелляционную жалобу Военная прокуратура Омского гарнизона не соглашается с доводами военного комиссариата. При увольнении военнослужащего с военной службе и переезде в другое государство, как в данном случае, выслуга лет военной службы определяется согласно законодательству государства прежнего места жительства и перерасчету не подлежит. Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу М.Р.Г. решение суда считает правильным. Суд обоснованно не согласился с доводами ответчиков. Также просит оставить решение суда без изменения, жалобу — без удовлетворения.

О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще. Для участия в судебном заседании явились представитель военного прокурора и представитель истца, считавшие решение суда законным и обоснованным.

Представитель Военного комиссариата Омской области просил дело рассмотреть без его участия.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что М.Р.Г. проходила военную службу в составе Вооруженных сил Кыргызской Республики с <…> по <…>, до этого она работала в различных должностях <…> персонала в учреждениях <…>. С <…> на основании расчета выслуги лет, произведенной кадровыми и финансовыми органами Минобороны Кыргызстана, ей установлена выслуга лет: календарная — <…> лет, в льготном исчислении — <…> года, назначена пенсия в размере <…>% от денежного довольствия военнослужащего. После увольнения с военной службы М.Р.Г. выехала в <…>, а <…> переехала на постоянное место жительства в город Омск. С <…> ответчиками ей был произведен перерасчет пенсии с установлением календарной выслуги — <…> лет, в льготном исчислении — <…> лет и размером пенсии в виде <…>% от денежного довольствия военнослужащего.

Согласно сведениям учетного дела М.Р.Г. из выслуги лет, определенной по правилам законодательства Республики Кыргызстан, были исключены следующие периоды службы: трудовой стаж в <…> в должности <…> в период <…>; работа в должности <…> в аптеке N <…> <…> в период с <…>; работа в должности <…> в аптеке N <…> в городе <…> в период <…>; работа в должности <…> в пгт. <…>, в/часть <…>, в период июль <…>; работа в должности <…> в пгт <…>, в/часть <…>, в период <…>.

В соответствии с абзацем семнадцатым пункта 1 Постановления Правительства Кыргызской Республики от 13 января 1995 года N 12 в выслугу лет на военной службе входит время работы медицинского персонала в системе здравоохранения, призванного из запаса в Вооруженные Силы Кыргызской Республики.

Требования военного прокурора были правильно удовлетворены судом первой инстанции исходя из обстоятельств дела и в соответствии с нормами права.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей в соответствии со статьей 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ осуществляется на условиях и по нормам, которые предусмотрены Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В силу статьи 4 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях других государств — участников Содружества Независимых Государств, осуществляется в порядке, предусмотренном соглашениями о социальном обеспечении.

К числу таких соглашений относится, в частности, Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, участниками которого являются и Российская Федерация, и Кыргызская Республика.

Статьей 1 поименованного Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств — участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в предыдущем абзаце, в порядке, установленном законодательством государств — участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

Часть 2 этой же статьи регламентирует, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие.

Толкование части 1 статьи 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.

Иначе отсутствует смысл закрепления государствами-участниками Содружества указанного в Соглашении, поскольку по другим пунктам Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, включая определение размера денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий, которые установлены законодательством государств — участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие. Другое толкование части 1 статьи 2 Соглашения означает, что пенсия военнослужащим Вооруженных Сил государств — участников Содружества во всех случаях и при любых обстоятельствах назначается в соответствии законодательством государств — участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Указанное в части 1 статьи 2 Соглашения правило в отношении выслуги лет М.Р.Г. для определения ее права на пенсию при перерасчете ответчиками не было соблюдено, в связи с чем пенсионные права М.Р.Г. были нарушены.

Доводы апелляционной жалобы Военного комиссариата Омской области о том, что не подлежат включению в выслугу лет периоды работы М.Р.Г. в системе здравоохранения, противоречат содержанию приведенного выше Соглашения и Постановлению Правительства Кыргызской Республики, применяемому при подсчете выслуги лет М.Р.Г., в связи с чем во внимание не принимаются.

Ссылки на определение ВС РФ от 20 декабря 2011 года N 37-В11-7 к отмене решения суда также не ведут, поскольку определение суда было вынесено по другим обстоятельствам.

Мотивов для отмены решения суда по доводам жалобы, основанным на неверном понимании норм материального права, не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Омска от 05 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *