Заявление о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу удовлетворено, так как новая редакция Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, действующая с 01.01.2010, не имеет обратной силы и подлежит применению лишь к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие, следовательно, основания, возникшие и дававшие до 01.01.2010 право на отсрочку от призыва на военную службу, не предполагали обязательность

Апелляционное определение Омского областного суда от 20.08.2014 по делу N 33-5210/2014

Председательствующий Фарафонова Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Илларионова А.В.,

судей Иволгиной Н.В., Филимонова Д.И.

при секретаре У.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 августа 2014 года в г. Омске дело по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Омской области и призывной комиссии Советского административного округа г. Омска Л. на решение Советского районного суда г. Омска от 10 июня 2014 года, которым постановлено: «Заявление Ж.Р.С. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии Советского АО г. Омска о призыве Ж.Р.С. на военную службу, изложенное в протоколе N <…> от <…>, признав за ним право на отсрочку от призыва на военную службу по основаниям предусмотренным п. п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на время службы в ФПЧ МЧС России.».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Илларионова А.В., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

Ж.Р.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Советского административного округа г. Омска о призыве его на военную службу, изложенного в протоколе N <…> от <…>, указав, что <…> поступил в ГОУ ВПО «<…>» и ему было присвоено специальное звание рядовой внутренней службы. <…> он окончил указанное учреждение, ему выдан диплом о среднем профессиональном образовании (базовый уровень), присвоено звание лейтенант внутренней службы. После окончания обучения он был принят в звании лейтенанта внутренней службы в ГУ МЧС России по Омской области, где и проходит службу по настоящее время. Срок действия контракта: до <…>. Призывной комиссией при принятии решения о призыве на военную службу не было учтено, что с ним по окончании образовательного учреждения был заключен контракт о службе в МЧС России, в связи с чем ему должна быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции, действовавшей до 01.01.2010, поскольку в соответствии с федеральным законодательством его право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется на время службы в федеральной противопожарной службе МЧС России. Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Советского административного округа г. Омска от <…> о призыве на военную службу, признать за ним право на отсрочку от призыва на военную службу на время службы в федеральной противопожарной службе МЧС России.

В судебном заседании Ж.Р.С. не участвовал при надлежащем извещении.

Представитель заявителя М. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель заинтересованных лиц — призывной комиссии Советского административного округа г. Омска, военного комиссариата Омской области Л. полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Омской области, призывной комиссии Советского административного округа г. Омска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что Ж.Р.С. не имеет высшего профессионального образования, в связи с чем правовых оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренных подп. «з» п. 1 ст. 24 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не имеется. Заявитель ссылается на редакцию указанного Федерального закона, утратившую силу с 01.01.2010, которая не подлежит применению в настоящее время.

В возражении на апелляционную жалобу Ж.Р.С. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. <…>).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив личное дело призывника, заслушав объяснения представителя военного комиссариата Омской области З., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, Ж.Р.С., <…> года рождения, состоит на воинском учете с <…>.

<…> между МЧС России в лице начальника ГУ МЧС России по Омской области и Ж.Р.С. был заключен контракт о прохождении службы в ГПС МЧС России, согласно которому Ж.Р.С. добровольно дал обязательство учиться в <…> институте ГПС МЧС России 2 года 10 месяцев, в период службы в ГПС МЧС России по контракту честно и добросовестно выполнять возложенные служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Решением призывной комиссии Советского административного округа г. Омска от <…> Ж.Р.С. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до <…>.

С <…> по <…> Ж.Р.С. обучался в ГОУ ВПО «<…>» по специальности «Пожарная безопасность». По окончании обучения Ж.Р.С. получил диплом о среднем профессиональном образовании (базовый уровень), с присвоением квалификации техника.

В период обучения <…> Ж.Р.С. присвоено звание рядового внутренней службы (приказ УрИ ГПС МЧС РФ N <…>), <…> — лейтенанта внутренней службы с <…> (приказ N <…>).

С <…> по настоящее время Ж.Р.С. проходит службу в федеральной противопожарной службе в органах МЧС России по Омской области, при этом с <…> до <…> — в должности дознавателя, с <…> — в должности старшего дознавателя территориального отдела Государственного пожарного надзора (Ленинского АО г. Омска) управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Омской области. Срок окончания контракта о службе в МЧС России от <…>: до <…>.

С <…> Ж.Р.С. имеет звание старшего лейтенанта внутренней службы (приказ Главного управления МЧС России по Омской области N <…> от <…>).

Решением призывной комиссии Советского административного округа г. Омска от <…> Ж.Р.С. призван на военную службу, что подтверждается выпиской из протокола N <…> от <…> (л.д. <…>).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон N 53-ФЗ).

В соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона N 53-ФЗ (в редакции Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ) отсрочка от прохождения военной службы по призыву предоставляется гражданам Российской Федерации, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий — на время службы в этих органах и учреждениях.

Федеральным законом от 17.12.2009 N 312-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» с 01.01.2010 дополнительно в качестве обязательного критерия для предоставления отсрочки от призыва на военную службу предусмотрено наличие высшего профессионального образования. Данным Федеральным законом также установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка до 01.01.2010, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований (ст. 2).

До внесения указанных выше изменений в ст. 24 Федерального закона N 53-ФЗ законодатель не ставил обязательным условием предоставления отсрочки от призыва на военную службу наличие высшего профессионального образования. Данное условие становится обязательным после 01.01.2010. Лица, имеющие среднее профессиональное образование и поступившие до 01.01.2010 на службу в перечисленные в подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона N 53-ФЗ органы и учреждения по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу.

Исходя из положений ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации и общеправовых принципов новая редакция подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона N 53-ФЗ, действующая с 01.01.2010, не может иметь обратной силы и подлежит применению лишь к правоотношениям, правам и обязанностям, возникшим после введения ее в действие. Она не предполагает и не допускает возможности прекращения ранее возникших прав на отсрочку от призыва на военную службу, на что прямо указано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ, а также в ст. 2 Федерального закона от 17.12.2009 N 312-ФЗ.

Поскольку основания, возникшие и дававшие до 01.01.2010 Ж.Р.С. право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона N 53-ФЗ, до настоящего времени не исчезли, в связи с чем заявитель сохраняет право на указанную отсрочку, суд правомерно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным решения призывной комиссии Советского административного округа г. Омска от <…> о призыве на военную службу, признании за Ж.Р.С. права на отсрочку от призыва на военную службу на время службы в федеральной противопожарной службе МЧС России.

С учетом изложенных обстоятельств и норм материального права доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Ж.Р.С. высшего профессионального образования не могут быть приняты во внимание, поскольку сохраняющиеся до настоящего времени основания, возникшие и дававшие до 01.01.2010 Ж.Р.С. право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона N 53-ФЗ, не предполагали обязательность наличия высшего профессионального образования. Заявитель, получив среднее профессиональное образование в образовательном учреждении высшего профессионального образования МЧС России и продолжив службу в федеральной противопожарной службе непосредственно по окончании данного образовательного учреждения в ГУ МЧС России по Омской области, приобрел до 01.01.2010 право на отсрочку в соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона N 53-ФЗ и в этой связи в силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 17.12.2009 N 312-ФЗ сохраняет названное право на время службы в федеральной противопожарной службе МЧС России.

Судом по делу постановлено законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Омска от 10 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя военного комиссариата Омской области и призывной комиссии Советского административного округа г. Омска Л. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *