В удовлетворении иска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано правомерно, поскольку истец не обладает достаточным стажем для назначения ему досрочной трудовой пенсии.

Апелляционное определение Омского областного суда от 27.08.2014 по делу N 33-5376/2014


Председательствующий: Свотина О.В.


Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Крицкой О.В.,

судей областного суда: Полыги В.А., Кутыревой О.М.,

при секретаре: К.,

рассмотрела в судебном заседании 27 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе У. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 18 июня 2014 года, которым постановлено:

"В удовлетворении иска У. отказать в полном объеме".

Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия


установила:

У. обратился в суд с иском ГУ - УПФ РФ по Ленинском АО г. Омска, указывая, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, но в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемого стажа. У. с отказом в назначении пенсии не согласен, полагает, что в его стаж подлежали включению и суммированию следующие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях:

- Слесарь - ремонтник 4-разряда в цехе по поддержанию пластового давления N 3 (п. 11 Правил) с <...> по <...> Ордена Трудового Красного Знамени нефтегазодобывающее управление "Юганскнефть". Производственное объединение "Юганскнефтегаз" Главтюменнефтегаза;

- Слесарь по ремонту и обслуживания котельного оборудования котельного цеха N 2 (п. 2 Правила) с <...> по <...> ОАО "Омскшина";

- Слесарь по ремонту и обслуживания технологического оборудования участка вулканизации, производства радиальных шин шинного производства (п. 2 Правил) с <...> по <...> в ОАО "Омскшина";

- Аппаратчик подготовки сырья отпуска полуфабрикатов и продукции производства техуглерода в цехе подготовки сырья производства техуглерода с <...> по <...>;

- Младший инспектор отдела охраны ИК-12 УИН Минюста России по Омской области (п. 17 Правил) с <...> по <...> в ИК-12 УИН Минюста России по Омской области. Таким образом, "северный" стаж составляет <...> лет <...> месяца <...> дня. Учитывая, что "северный" стаж дает право уменьшения пенсионного возраста, право на пенсию истец должен был реализовать в <...> года, при том, что ему <...> лет.

Просил суд признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ по Ленинскому АО г. Омска от <...> N <...> об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, суммировать вышеуказанные периоды работы и назначить ему пенсию с <...>

В судебном заседании У. исковые требования поддержал.

Представитель ГУ-УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска Л. возражал против исковых требований. В исковом заявлении У. указывает на наличие у него "северного" стажа 18 месяцев 4 дня, но данные утверждения необоснованны и не соответствуют действительности.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе У. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что работа в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, суммируются с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В возражениях на жалобу ГУ-УПФ РФ по Ленинскому АО г. Омска считает решение суда законным и обоснованным, ссылаясь на отсутствие у истца оснований для возникновения права на досрочную трудовую пенсию.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 6 ч. 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Пунктами 2, 3 Правил предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ:

2) работы с тяжелыми условиями труда;

11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

17) работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

Из материалов дела следует, что У. с <...> по <...> работал слесарем - ремонтником 4-разряда в цехе по поддержанию пластового давления N 3 Ордена Трудового Красного Знамени нефтегазодобывающее управление "Юганскнефть". Производственное объединение "Юганскнефтегаз" Главтюменнефтегаза (п. 11 Правил);

С <...> по <...> - слесарем по ремонту и обслуживания котельного оборудования котельного цеха N 2 ОАО "Омскшина" (п. 2 Правил);

С <...> по <...> - слесарем по ремонту и обслуживания технологического оборудования участка вулканизации, производства радиальных шин шинного производства в ОАО "Омскшина" (п. 2 Правил);

С <...> по -<...> - Аппаратчиком подготовки сырья отпуска полуфабрикатов и продукции производства техуглерода в цехе подготовки сырья производства техуглерода.;

С <...> по <...> - Младшим инспектор отдела охраны ИК-12 УИН Минюста России по Омской области (п. 17 Правил).

Согласно п. 3 названных выше Правил суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 12; к периодам работы, указанной в подпункте 11, - периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18.

Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств, в данном случае суммированию могли подлежать периоды работы истца в района Крайнего севера и работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173 от 17.12.2001 пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 установлено, что при досрочном назначении трудовых пенсий по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 85 (далее - Список).

Согласно Списку правом на досрочную трудовую пенсию по старости имеют инспекторы и старшие инспекторы.

Из представленных истцом доказательств следует, что он в период с <...> по <...> находился в должности младшего инспектора отдела охраны ИК-12 УИН Минюста России по Омской области.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20.05.1994 N 39 утверждены Разъяснения "О порядке применения списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 85".

Пунктами 2, 9, 10 указанного Разъяснения предусмотрено, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня, в профессиях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от перерывов в работе при наличии подтверждающих документов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17.12.2009 N 1580-О-О, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях.

В подтверждение специального трудового стажа для установления льготного пенсионного обеспечения работникам администрацией учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, выдается справка о периодах работы с осужденными в профессиях и должностях, предусмотренных Списком. Указанная справка истцу не выдавалась.

В материалы дела представлена архивная справка УВД по Омской области МВД России, из которой следует, что У. был принят на службу в органы внутренних дел стажером на должность младшего инспектора без категории взвода по охране отдельной роты охраны ИТК-12 УИН УВД Омской области с <...> Уволен с должности младшего инспектора отдела охраны ИК-12 УИН Минюста России по Омской области по ст. 58 п. "Д" (в связи с нарушением условий контракта) с <...>

Таким образом, документальное подтверждение факта работы истца с осужденными отсутствует.

Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж, предусмотренный п. 6 ч. 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не установлено.

Поскольку истец не обладает достаточным стажем для назначения ему досрочной трудовой пенсии, судом обоснованно было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы, которые сводятся к иному толкованию норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда


определила:

Решение Ленинского районного суда г. Омска от 18 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу У. - без удовлетворения.