Исковые требования об обязании предоставить лицу за счет расходных обязательств субъекта РФ по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение удовлетворены правомерно, так как лицо достигло возраста восемнадцати лет, окончило обучение в образовательном учреждении, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений.

Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 29.07.2014 N 33-4060/2014

Судья Чадов А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коваленко А.И.,

судей областного суда Фединой Е.В. и Васякина А.Н.,

с участием прокурора Стиплина И.В.,

при секретаре В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 апреля 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Оренбурга в интересах Б. к администрации г. Оренбурга об обеспечении жилой площадью не ниже установленных социальных норм, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., пояснения представителя ответчика -А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Стиплина И.В. и истца Б., согласившихся с решением суда, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Оренбурга в интересах Б. обратился в суд с иском к администрации города Оренбурга об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Оренбурга по обращению Б., (дата) года рождения, установлено, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца: отец — В.Н. умер (дата), мать — В.Я. лишена в отношении него родительских прав решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 09 августа 2002 года. На основании распоряжения администрации Южного административного округа города Оренбурга от 10 декабря 2002 года N Б. был направлен в учреждение интернатного типа на полное государственное обеспечение. В настоящее время Б. состоит в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очередности — N Закрепленного жилого помещения за Б. в настоящее время не числится, жилое помещение или социальная выплата на его приобретение истцу не предоставлялись. Прокурор просил суд обязать администрацию города Оренбурга предоставить Б. за счет расходных обязательств субъекта РФ — Оренбургской области, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах территории МО «город Оренбург» не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора города Оренбурга Абраменок Е.А., истец Б. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель администрации города Оренбурга А., действующая на основании доверенности, в удовлетворении иска просила отказать.

Представители третьих лиц: Министерства социального развития Оренбургской области и Правительства Оренбургской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию города Оренбурга предоставить Б., (дата) года рождения, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации — Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования «город Оренбург» не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев после вступления настоящего решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе Администрация г. Оренбурга просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Судом установлено, что Б. родился (дата), согласно свидетельству о рождении I-РА N его родителями указаны: В.Н. — отец и В.Я. — мать.

В.Н. умер (дата), что подтверждается свидетельством о смерти серии N В.Я. лишена родительских прав в отношении Б. решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 09 августа 2002 года.

В соответствии с распоряжением администрации Южного административного округа города Оренбурга от (дата) N Б. был направлен в учреждение интернатного типа на полное государственное обеспечение, за ним закреплена жилая площадь по адресу: (адрес).

(дата) Б. окончил обучение в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат (адрес)». (дата) Б. окончил обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище N ***» города Оренбурга, с присвоением квалификации «***

В настоящее время Б. состоит в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа по МО «город Оренбург» под номером ***

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N от (дата) и справки ГУП «ОЦИОН» от (дата) следует, что права на объекты недвижимого имущества за Б. не зарегистрированы.

Удовлетворяя исковые требования прокурора г. Оренбурга в интересах Б., суд исходил из того, что исследованными материалами гражданского дела подтверждено: истец достиг возраста восемнадцати лет, окончил обучение в образовательном учреждении, Б. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, жилым помещением или социальной выплатой на его приобретение не обеспечен, включен в список лиц, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от (дата) N 15-ФЗ).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу п. 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 N 1991/579-V-ОЗ) «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно положениям ст. 2, ст. 19.1 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ (введена Законом Оренбургской области от 18.03.2013 года N 1420/408-V-ОЗ) «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются однократно в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированных жилых помещений. Данные жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, соответствовать санитарным и техническим требованиям, предоставляются по норме в размере 33 метра общей площади жилья.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований и возложении на администрацию г. Оренбурга обязанности обеспечить Б. жилым помещением.

Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список, законодательством РФ не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями данной категорий лиц, при предоставлении жилого помещения Б. нарушаются интересы граждан, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее, — не являются основанием для отмены решения суда, так как указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, что предусмотрено законодательством. Таким образом, после завершения обучения в образовательном учреждении Б. у органа местного самоуправления в силу закона возникла обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением во внеочередном порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время специализированный фонд для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в стадии формирования и о недостаточности материального и финансового обеспечения, не являются основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.

Иные доводы апелляционной жалобы касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, с которыми судебная коллегия согласилась. При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить поводом к отмене обжалуемого решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлечь отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *