В удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностных лиц отказано правомерно, так как заявитель о регистрации по месту жительства не обращался, в такой регистрации ему компетентным органом отказано не было.

Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 31.07.2014 по делу N 33-4688/2014

Судья: Григорьев С.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Федотовой Л.Б.,

судей Селютиной И.Ф., Пересыпкиной Т.И.,

при секретаре Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу П.С. на решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 02 июня 2014 года по делу по заявлению П.С. о признании незаконными действий главы и органа власти местного самоуправления администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области М., о понуждении территориального пункта УФМС России по Оренбургской области в Пономаревском районе к регистрации по месту жительства,

установила:

П.С. обратился в суд с заявлением, указав, что 08 мая 2014 года и 12 мая 2014 года он и сын П.М. обратились к главе администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района М. с просьбой о регистрации по фактическому месту жительства (адрес), который 13 мая 2013 года отказал ему и П.М. в регистрации по фактическому месту жительства. В нарушении Федерального закона N 59 должностное лицо М. как инициатор его переселения не передал указанное обращение в орган ТП УФМС России по Оренбургской области в Пономаревском районе. Считает, что орган администрация МО «Пономаревский сельсовет» и должностное лицо — М. нарушили его права и свободы выразившиеся в необъективном и не всестороннем рассмотрении обращения, незаконно не направили его обращение для разрешения по существу в территориальный пункт УФМС России по Оренбургской области в Пономаревском районе. Более того, М. незаконно побуждает заключить с ним якобы добровольный договор социального найма на жилье по адресу (адрес). Считает, что понуждение к заключению договора не допускается в соответствии со ст. 421 ГК РФ.

На основании изложенного, с учетом дополнений просил признать действия главы и органа власти местного самоуправления администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области М. по отказу в регистрации гражданина РФ П.С. по месту постоянного проживания по адресу: (адрес).

Признать действия главы администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области М. по понуждению гражданина РФ П.С. к подписанию договора найма социального жилья по адресу: (адрес) незаконными.

Понудить главу администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области М. и орган власти местного самоуправления — администрацию МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области к регистрации гражданина РФ П.С. по месту постоянного проживания по адресу: (адрес).

Признать самостоятельные действия главы и органа власти местного самоуправления администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области М. по не передаче в законный срок письменных обращений о регистрации граждан РФ П.С. и П.М. по месту постоянного проживания по адресу: (адрес) Территориальный пункт УФМС России по Оренбургской области в Пономаревском районе для постановки на учет — незаконными.

Понудить Территориальный пункт УФМС России по Оренбургской области в Пономаревском районе к регистрации граждан РФ П.С. и П.М. по месту постоянного проживания по адресу: (адрес) течение 2-х суток со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено решение от 02 июня 2006 г., которым в удовлетворении требований заявления П.С. отказано.

С решением суда П.С. не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, хотя были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, судом вынесено определение о рассмотрении дела в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как следует из ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ГК РФ защите подлежит только нарушенное право. Для признания действий (бездействия), незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их требованиям закона или иного нормативно-правового акта и нарушение такими действиями прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 1 п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту требования и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 713 от 17.07.1995 года «органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городах, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно- территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что П.С. и П.М. письменно обратились 08 мая 2014 года и 12 мая 2014 года к главе администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района М. с просьбой незамедлительно провести регистрацию его и членов семьи по адресу (адрес).

13 мая 2013 года администрацией МО Пономаревский сельсовет дан ответ П.С. и П.М., из которого следует, что П.С. неоднократно предлагалось подписать договор социального найма жилого помещения от 24.02.2014 года. Кроме того, было разъяснено, что для регистрации по месту жительства П.С. и членам семьи необходимо обратиться УФМС России по Оренбургской области в Пономаревском районе с подписанным договором социального найма жилого помещения от 24.02.2014 года.

Судом установлено, что в Пономаревском районе в с. Пономаревка функционирует территориальный пункт УФМС России по Оренбургской области в Пономаревском районе, которым осуществляется регистрация граждан по месту их жительства.

С учетом вышеизложенного, правильно применив положения Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу, что требования П.С. о признании незаконными действий по отказу в регистрации и к понуждению органа местного самоуправления к регистрации П.С. и членов его семьи не подлежат удовлетворению, поскольку глава и орган местного самоуправления в лице администрации МО «Пономаревский сельсовет не правомочен осуществлять регистрацию граждан по месту их проживания в с.Пономаревка, поскольку таким правом наделен территориальный орган Федеральной миграционной службы — Территориальный пункт УФМС России по Оренбургской области в Пономаревском районе.

Из материалов дела усматривается, что собственником квартиры площадью 61,6 кв. по адресу: (адрес) является МО «Пономаревский сельсовет», которая была передана по акту приема-передачи П.С., от подписи в котором он отказался.

Глава МО «Пономаревский сельсовет» М. направлял П.А. договор социального найма вышеуказанного жилого помещения по почте с предложением его подписать. П.А. договор не подписал и от получения договора социального найма отказался, о чем имеется запись с указанием понятых.

Отказывая в удовлетворении требований П.С. о признании незаконными действий М. к понуждению заключения договора, суд пришел к правильному выводу, что предложение собственника муниципального жилого помещения подписать договор социального найма соответствует требованиям ст. 49 Жилищного кодекса РФ и прав заявителя не нарушает.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований П.А. о признании действий главы МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района М. по не передаче его письменного обращения о регистрации по месту постоянного проживания в территориальный пункт УФМС России по Оренбургской области в Пономаревском районе для постановки на учет незаконными на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Из материалов дела усматривается, что П.С. 08.05.2014 г., 12.05.2014 г. обращался к главе администрации МО «Пономаревский сельсовет» с заявлениями о регистрации его и членов его семьи по месту жительства.

13.05.2014 г. главой администрации МО «Пономаревский сельсовет» М. ему было разъяснено, что для регистрации его и членов его семьи по месту жительства необходимо обратиться в Управление Федеральной миграционной службы России по Оренбургской области в Пономаревском районе.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в соответствии с п. 16 которых гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Таким образом, порядок регистрации гражданина по месту жительства носит заявительный характер и регулируется вышеуказанными нормативными актами.

При указанных обстоятельствах глава МО «Пономаревский район» М. обоснованно указал П.С. в направленном в установленные законом сроки ответе на необходимость его обращения с заявлением о регистрации по месту жительства в УФМС России по Оренбургской области в Пономаревском районе.

Поскольку П.С. с заявлением о регистрации по месту жительства в УФМС России по Оренбургской области в Пономаревском районе не обращался, в такой регистрации ему компетентным органом отказано не было, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований П.С. о понуждении территориального пункта УФМС России по Оренбургской области в Пономаревском районе к регистрации по месту проживания.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они подробно мотивированы в решении и соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда служить не могут, так как изложенных в решении выводов суда чем-либо не опровергают.

Исходя из изложенного, судебная коллегия находит решение суда об отказе в удовлетворении заявления П.С. законным и обоснованным, поскольку судом не установлено нарушения прав и законных интересов П.С. действиями главы МО «Пономаревский сельсовет».

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 02 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу П.С. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *