Исковые требования о включении в специальный трудовой стаж периода срочной службы в рядах Вооруженных Сил СССР удовлетворены, так как действовавшее в тот период пенсионное законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного законодательства.

Апелляционное определение Орловского областного суда от 24.07.2014 по делу N 33-1636/2014

Докладчик: Сафронова Л.И.

Судья: Бондаренко М.И.

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Старцевой С.А.

судей Сафроновой Л.И., Тимошина А.Н.

при секретаре А.

в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по иску К. к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпнянском районе Орловской области о включении периодов службы в рядах Вооруженных Сил СССР в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

по апелляционной жалобе ГУ — УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области на решение Колпнянского районного суда Орловской области от 09 июня 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования К. к ГУ-Управление ПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области удовлетворить.

Признать отказ ГУ-УПФ Российской Федерации в Колпнянском районе Орловской области включить в стаж педагогической деятельности К. периода службы в составе Вооруженных Сил с 20 июня 1991 года по 24 мая 1993 года незаконным.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Колпнянском районе Орловской области включить в стаж педагогической деятельности К., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в составе Вооруженных Сил с 20 июня 1991 года по 24 мая 1993 года».

Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ГУ-УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области по доверенности Б., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

К. обратился в суд с иском к ГУ — УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периода срочной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 20 июня 1991 года по 24 мая 1993 года.

В обоснование заявленных требований указывал, что 28 апреля 2014 года ответчик отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку период прохождения службы по призыву в рядах Советской Армии с 20 июня 1991 года по 24 мая 1993 года не был включен пенсионным органом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Считал данный отказ незаконным, так как на момент обращения в пенсионный орган он выработал необходимый педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на момент приобретения права.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ — УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области просит решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.

Полагает необоснованным вывод суда о необходимости включения в специальный стаж периода прохождения К. военной службы по призыву с 20 июня 1991 года по 24 мая 1993 года, поскольку действующим на день установления трудовой пенсии по старости законодательством не предусмотрено включение службы в составе Вооруженных Сил СССР в педагогический стаж.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 приведенного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Как усматривается из материалов дела, К. обратился в ГУ — УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность не менее 25 лет.

Решением ГУ — УПФ РФ в Колпняняском районе Орловской области от 28 апреля 2014 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В педагогический стаж К. не был включен период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 20 июня 1991 года по 24 мая 1993 года, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает. По подсчетам ответчика специальный стаж истца на 28 марта 2014 года составил 22 года 4 месяца 21 день (л.д. 7-8).

Судом установлено, что 15 августа 1989 года К. принят на работу в <…> среднюю школу N <адрес> области учителем <…>. 01 октября 1990 года назначен учителем <…> <…> средней школы <адрес>. В период работы учителем в школе с 20 июня 1991 года по 24 мая 1993 года истец проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. После окончания службы в армии с 15 августа 1993 года по настоящее время К. работает учителем <…> МБОУ «<…> средняя общеобразовательная школа».

Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца и справкой отдела военного комиссариата Орловской области по Колпнянскому и Должанскому районам (л.д. 9, 10-13).

Разрешая заявленные исковые требования о включении в специальный стаж периода службы К. в Вооруженных Силах СССР с 20 июня 1991 года по 24 мая 1993 года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действовавшее в этот период пенсионное законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного законодательства.

При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В период прохождения К. военной службы действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (далее — Положение), которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации N 953 от 22 сентября 1993 года.

В силу пп. «г» п. 1 Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы К. относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий педагогическим работникам.

Согласно п. 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

На момент обращения К. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем, период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР правильно включен районным судом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Ввиду изложенного, довод апелляционной жалобы ГУ — УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области в данной части несостоятелен.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального права и требований процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены оспариваемого судебного акта, при разрешении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Колпнянского районного суда Орловской области от 09 июня 2014 года оставить без изменения, а жалобу ГУ-УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *