Иск о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворен, поскольку факт проживания и работы истца в спорный период времени на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом установлен и подтвержден представленными истцом письменными доказательствами, показаниями свидетелей.

Апелляционное определение Орловского областного суда от 24.07.2014 по делу N 33-1585/2014

Судья: Рожко О.В.

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе

председательствующего Старцевой С.А.

судей Сафроновой Л.И., Тимошина А.Н.

при секретаре А.

в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску П. к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области на решение Залегощенского районного суда Орловской области от 04 июня 2014 года, которым постановлено:

«Уточненные исковые требования П. удовлетворить.

Установить факт проживания П., <дата> рождения, уроженца <адрес>, в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года включительно на территории, имеющей льготный социально-экономический статус вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а именно в <адрес>

Признать за П. право на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.

Обязать Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области назначить П. пенсию в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 3 года, то есть с 17 марта 2014 года».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ГУ-УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области по доверенности М., поддержавшей доводы жалобы, возражения П., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

П. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с фактическим проживанием и работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

В обоснование заявленных требований указывал, что с июля 1978 года он проживал в <адрес>, который с 26.04.1986 по 01.02.1998 относился к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Кроме того, с 13 июля 1979 года по 21 мая 1987 года он занимал должность <…> <…> и в силу своих должностных обязанностей осуществлял работу в магазинах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>, которые также были включены в Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения.

Полагая, что проживание и работа в этих населенных пунктах дают ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию на три года, истец в марте 2014 года обратился в ГУ-УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области за назначением досрочной пенсии по старости.

Однако в назначении пенсии ему было отказано на том основании, что факт его проживания на загрязненной территории в период с 26 апреля 1986 года по 03 января 1989 года не подтвержден документально. По подсчетам ответчика период его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 9 лет 29 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 2 года.

Считая отказ пенсионного органа незаконным, уточнив исковые требования, просил суд установить факт его проживания в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года включительно в <адрес>, признать за ним право на досрочное назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года и обязать ответчика досрочно назначить ему пенсию с 17 марта 2014 года.

В судебном заседании представитель ответчика М. исковые требования не признала.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать, поскольку оно было вынесено с нарушением норм материального права.

Приводит доводы о том, что постоянное проживание (работа) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом должно подтверждаться отметкой о регистрации в паспорте и справкой работодателя, содержащей сведения о месте работы.

Указывает, что истцом не представлено доказательств, что его работа была связана с постоянным фактическим нахождением ввиду исполнения должностных обязанностей в зоне радиоактивного загрязнения, и в конкретном населенном пункте, в связи с чем, нормы ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в отношении него применены быть не могут.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» N 173-ФЗ от 17.12.2001 право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно ст. 34 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в примечании к ст. 35 указанного Закона установлено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 — 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

П. п. 1, 2 ст. 19 ФЗ N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Статьей 10 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» N 166-ФЗ от 15.12.2001 также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991, границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Правительством РСФСР N 237-р от 28.12.1991 действовавшем до 01.02.1998 указан населенный пункт — <адрес>, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» в ред. Федеральных законов N 127-ФЗ от 02.11.2004, N 121-ФЗ от 18.07.2006 в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно ст. 3 указанного Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнение им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что П. 14.03.2014 обратился в ГУ-УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно (л.д. 63-64).

Решением ГУ-УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области от 18.03.2014 П. было отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по тем основаниям, что период его постоянного проживания на загрязненной территории, подтвержденный регистрацией по месту жительства, составляет 9 лет 29 дней, что дает истцу право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года. Следовательно, право истца на получение досрочной пенсии возникнет с 17.03.2015 (л.д. 18, 19-20).

Обращаясь в суд с настоящим иском, П. ссылался на то, с июля 1978 года, когда его приняли на работу в <…> на должность <…>, он постоянно проживает на территории <адрес>. С конца 1985 года по 1988 год, в том числе, в спорный период времени, он проживал по адресу: <адрес> квартире ФИО5, с которой состоял в фактических брачных отношениях. 04.08.1988 их брак был зарегистрирован, и они изменили место жительство. Кроме того, с июля 1979 года по май 1987 года, работая в должности <…> <…>, он постоянно в течение рабочего времени в силу своих должностных обязанностей осуществлял поездки в магазины, колхозы и объекты строительства, расположенные в населенных пунктах, которые подверглись радиоактивному загрязнению.

Суд, исследовав представленные истцом письменные доказательства, допросив свидетелей, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку факт проживания и работы истца в спорный период времени на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Как установил суд, истец П. в настоящее время работает и фактически проживает по адресу: <адрес>, имея регистрацию по месту жительства в <адрес> (л.д. 11).

В паспорте гражданина РФ, который выдан на имя истца, имеются сведения о том, что с 03.01.1989 по 31.08.2006 П. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Также в документе имеется штамп, подтверждающий, что 04 августа 1988 года <…> ЗАГС Орловской области зарегистрирован брак истца с ФИО5 (л.д. 9-17).

Со слов истца установлено, что до 1980 года он имел регистрацию по месту жительства в <адрес>.

01 декабря 1993 года на имя П. администрацией <…> района было выдано удостоверение, подтверждающее, что истец проживает в <адрес>, то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 35).

Из трудовой книжки, выданной на имя П., следует, что 17 июля 1978 года истец принят на работу в должности <…> <…>; с 13 июля 1979 года он переведен <…> <…>; с 21 мая 1987 года переведен на должность <…> <…>; 12 августа 1993 года уволен из <…> в связи с переводом в <…> (л.д. 21-23).

Выписка из ЕГРЮЛ, составленная по состоянию на 06 мая 2014 года, подтверждает, что <…> находилось по адресу: <…>, и было ликвидировано 21 октября 2003 года.

Из справки N от 01 апреля 2014 года, выданной администрацией <…> сельского поселения <адрес>, видно, что на территории населенных пунктов <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, которые в период с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, находились магазины <…> (л.д. 37).

Согласно справке N от 07 апреля 2014 года администрации <…> сельского поселения <адрес> установлено, что на территории населенных пунктов <адрес>, <адрес>, <адрес>, в период с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года относившихся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, находились магазины <…> (л.д. 38).

Также из справки N от 07 апреля 2014 года, выданной администрацией <…> сельского поселения <адрес>, установлено, что на территории населенных пунктов <адрес>, <адрес>, <адрес>, которые в период с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года (<адрес> имеет указанный статус до настоящего времени) относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, находились магазины <…> (л.д. 39).

Допрошенные в суде первой инстанции свидетели ФИО6 и ФИО7, коллеги истца по <…> подтвердили, что профессиональная деятельность истца никогда не была связана с работой в кабинете. Занимая должность <…>, истец в течение рабочего времени осуществлял бесперебойную доставку товаров в магазины, по запросу колхоза привозил строительные материалы и продукцию, необходимую для выращивания скота, проводил проверки магазинов.

Тот факт, что истец в спорный период постоянно проживал в квартире ФИО5, которая впоследствии стала его женой, по адресу: <адрес>, подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО8 и ФИО9

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.

Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 проживал и работал на территории с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании за ним права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на три года.

Как верно указал суд, связывание реализации социальных прав граждан с обязательным наличием у них регистрации по месту жительства или пребывания при отсутствии ссылки на иные доказательства проживания граждан, не имеющих такой регистрации, является нарушением конституционного права граждан на социальное обеспечение и конституционных норм о равенстве прав граждан независимо от наличия либо отсутствия регистрации.

Судебная коллегия обращает внимание, что пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.

По изложенным основаниям довод апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения требований П., так как проживание (работа) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом должно подтверждаться исключительно отметкой о регистрации в паспорте и справкой работодателя, содержащей сведения о месте работы, не влечет отмену решения суда.

Поскольку право П., <дата> рождения, на досрочную пенсию, с учетом установленного судом периода проживания и работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, возникло с момента достижения им возраста пятидесяти семи лет, а в пенсионный фонд он обратился ранее, суд первой инстанции правильно определил, что пенсия ему должна быть назначена с 17.03.2014.

Указанный вывод суда соответствует положению ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства дела, и верно применил нормы материального и гражданского процессуального права, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

Решение Залегощенского районного суда Орловской области от 04 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области — без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *