Требование о признании действий, выразившихся в неправомерном перечислении страховых взносов с компенсационных выплат, незаконными, возложении обязанности возобновить пенсионные выплаты удовлетворено правомерно, поскольку суммы ежемесячной компенсационной выплаты не признаются объектом обложения страховыми взносами, осуществление истцом полномочий депутата Совета депутатов сельского поселения на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции.

Определение Пермского краевого суда от 18.06.2014 по делу N 33-5221

Судья Ермакова О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Опалевой Т.П.,

и судей Ефремовой О.Н., Владыкиной О.В.,

при секретаре С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 18 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куединском районе Пермского края на решение Куединского районного суда Пермского края от 24 февраля 2014 года, которым постановлено:

«Признать действия Совета Депутатов Федоровского сельского поселения, выразившееся в неправомерном перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности, незаконными.

Обязать Совет Депутатов Федоровского сельского поселения откорректировать индивидуальные сведения о застрахованном лице Н. в части отчисления страховых взносов с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельностью с 12.11.2012 по 31.10.2013.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куединском районе Пермского края возобновить выплату пенсии, назначенную Н. 12.11.2012 с 01.11.2013.

Взыскать с Совета Депутатов Федоровского сельского поселения, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куединском районе Пермского края в пользу Н. расходы на государственную пошлину, уплаченную при подаче иска в размере 100 руб. с каждого».

Заслушав доклад судьи Ефремовой О.Н., пояснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куединском районе Пермского края — Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Н., возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Н., с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к Совету Депутатов Федоровского сельского поселения (далее — Совет депутатов), Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куединском районе Пермского края (далее — ГУ УПФ РФ в Куединском районе) о признании действия Совета Депутатов, выразившееся в неправомерном перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности, незаконными. Обязании Совета Депутатов откорректировать индивидуальные сведения о застрахованном лице Н. в части отчисления страховых взносов с компенсационных выплат с 12.11.2012 по 31.10.2013. Обязать ГУ УПФ РФ в Куединском районе возобновить выплату пенсии, назначенную Н. 12.11.2012 с 01.11.2013 после получения откорректированных сведений о нем из Совета Депутатов. Свои требования истец мотивировал тем, что в ноябре 2013 года ему было отказано в выплате пенсии, назначенной досрочно в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» на основании п.п. 3 п. 1 ст. 22 указанного Федерального закона. При этом со дня назначения досрочной пенсии истец не занимался никакой трудовой деятельностью ни по трудовому договору, ни по гражданско-правовому договору. Истец является депутатом Совета депутатов Федоровского сельского поселения на непостоянной основе, в соответствии с Положением о возмещении расходов, связанных с депутатской деятельностью, ему выплачивается ежемесячная компенсация расходов в размере <…> руб. При этом осуществление своих полномочий на непостоянной основе не предполагает возникновение трудовых или гражданско-правовых отношений, выплаты компенсационного характера не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований.

Представители ответчиков возражали против исковых требований.

Представитель третьего лица — ЦЗН РФ в Куединском районе в судебном заседании возражений по заявленным Н. требованиям не высказала.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Куединском районе просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что Н. пенсия была назначена 12.11.2012 на основании его заявления о назначении пенсии безработным гражданам по предложению службы занятости от 09.11.2012, в соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». При рассмотрении документов (проверки обоснованности начисления федеральной социальной доплаты к пенсии, право на которую имеют не работающие пенсионеры) было установлено, что Н. осуществлял трудовую деятельность в качестве депутата Федоровского сельского поселения. В связи с чем, был сделан вывод о незаконности начисления пенсии по старости безработному и в порядке ч. 3 ст. 32 Закона о занятости населения выплата пенсии Н. была прекращена с 01.11.2013. Н., написав заявление в Совет депутатов о прекращении ему как депутату выплат в размере <…> руб., не обратился в порядке ч. 3 ст. 32 Закона о занятости населения о восстановлении выплаты пенсии в связи с прекращением деятельности.

Также податель жалобы приводит доводы о том, что налоговые органы указывают Совету депутатов на необходимость облагать страховыми взносами в Пенсионный фонд выплаты, связанные с осуществлением депутатской деятельности, ссылаясь на разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 2341-19 от 23.07.2010 и Министерства финансов РФ N 03-04-06/6-143 от 31.05.2012. Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 16 ТК РФ), Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», депутатская деятельность отнесена к трудовой деятельности, в связи с этим служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, признаются его трудовыми обязанностями. Таким образом, выплаты депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, представляют собой вознаграждение, выплачиваемое депутату за осуществление своей депутатской (трудовой) деятельности, и подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ). Вывод суда о том, что данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению с базу для начисления страховых взносов, является ошибочным, ввиду неверного толкования норм материального права. К тому же судом не учтено, что компенсационная выплата производится один раз в месяц без предъявления подтверждающих документов и только депутатам, принимавшим участие в работе Земского собрания, в заседаниях постоянных депутатских комиссий, то есть фактически осуществлявшим депутатскую (трудовую) деятельность. Данные выплаты не поименованы в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, устанавливающей исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав пояснения представителя ответчика, пояснения истца, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции.

Материалами дела установлено, что Н. на основании решения ГУ УПФ РФ в Куединском районе N 10865 с 01.11.2013 прекращена выплата пенсии, назначенной 12.11.2012 на основании ч. 2 ст. 32 Закона о занятости населения, ввиду обнаружения обстоятельств (документов) опровергающих достоверность ранее представленных сведений (утрата права на пенсию) — п. 1 ст. 22 Закона о трудовых пенсиях. Основанием для принятия пенсионным органом данного решения послужила представленная Выписка из лицевого счета застрахованного лица Н., где имеются сведения об отчислении Советом депутатов суммы страховых взносов.

Н. является депутатом Совета депутатов с 20.10.2008, о чем представлена справка от 26.12.2013 N 762. В соответствии с Положением о компенсационных выплатах депутатам Совета депутатов Федоровского сельского поселения он получает ежемесячную денежную компенсацию за время исполнения им полномочий, связанных с депутатской деятельностью с октября 2008 года. На основании письма Министерства финансов Пермского края N СЭД-39-1-12-136 от 22.11.2012 с 01.10.2012 на денежную компенсацию были начислены налоги на доходы физического лица и начисления в соответствующие фонды: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования.

Признавая обоснованными требования истца в части неправомерного перечисления Советом депутатов страховых взносов с компенсационных выплат депутатам представительного органа муниципального образования на возмещение расходов, связанных с их депутатской деятельностью на непостоянной основе, и возложении на ГУ УПФ РФ в Куединском районе обязанности возобновить выплату Н. ранее назначенной пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что осуществление истцом своих полномочий на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции, поскольку осуществление депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий на непостоянной основе не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений.

Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для него признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ).

В соответствии с п. 8 Закона Пермского края от 10.05.2011 N 767-ПК «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае» (далее — Закон ПК N 767-ПК) депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, устанавливается компенсация за время осуществления полномочий.

Решением Совета депутатов Федоровского сельского поселения от 02.03.2007 N 5 утверждено Положение о компенсационных выплатах депутатам Совета депутатов (далее — Положение).

Так депутатам Совета депутатов (работающим без отрыва от основной работы) назначается ежемесячная денежная компенсация за время исполнения ими полномочий, связанных с депутатской деятельностью. Денежная компенсация является материально-финансовым обеспечением гарантий деятельности депутата. Компенсационная выплата назначается без подтверждающих документов, раз в месяц в размере 200 руб. и производится за счет средств поселенческого бюджета. Депутатам Совета депутатов, не принимавшим участия в работе Совета депутатов, заседаниях постоянных депутатских комиссий и три и более раз подряд, компенсационная выплата приостанавливается до подтверждения депутатом уважительных причин своего отсутствия.

При этом в п. 8 Закона ПК N 767-ПК не установлено каких-либо ограничений относительно обязательности документального подтверждения выплат.

Выплата денежных средств депутатам представительного органа муниципального образования на возмещение расходов, связанных с их депутатской деятельностью, в том числе на непостоянной основе должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.

Кроме того, указанную выплату работодатель производит на основании п. 8 Закона ПК N 767-ПК независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Таким образом, данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения депутату фактически понесенных расходов на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью — является материально-финансовыми условиями обеспечения гарантий деятельности депутата Совета депутатов Федоровского сельского поселения.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.06.2013 и подтверждена судебной практикой: постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15670/2013-АК от 22.01.2014.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2005 N 72-О, требования и ограничения, связанные с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, учитываются при назначении соответствующим депутатам денежного содержания и других выплат, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Депутатам, работающим без отрыва от основной деятельности, такие выплаты не полагаются; единственным (основным) видом заработка этой категории депутатов является доход от их профессиональной деятельности, не связанной с депутатской деятельностью.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суммы ежемесячной компенсационной выплаты, поименованной в п. 8 Закона ПК 767-ПК, не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, а осуществление Н. полномочий депутата Совета депутатов Федоровского сельского поселения на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции.

Довод пенсионного органа о том, что законодатель субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование в сфере установления дополнительных компенсаций отдельным категориям работников, поскольку данный вопрос отнесен к ведению федеральных органов и регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, не является правовым. Закон Пермского края N 767-ПК не признан недействующим, а потому подлежит применению.

Указание ответчика на то, что Н. был вправе обратиться в пенсионный орган для восстановления выплаты пенсии, после прекращения работы и (или) деятельности, судебная коллегия находит несостоятельным. Предметом настоящего спора являлась правомерность вынесения пенсионным органов решения о прекращении выплаты пенсии Н., а не вопрос о восстановлении ее выплаты.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Н. требований.

Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Куединского районного суда Пермского края от 24 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куединском районе Пермского края без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *