Требование в части включения истца в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, возложения обязанности предоставить истцу безвозмездную единовременную выплату на приобретение (строительство) жилья удовлетворено правомерно, поскольку истец нуждается в жилье и относится к категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Определение Пермского краевого суда от 04.08.2014 по делу N 33-6561

Судья Ярушин И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Киселевой Н.В., судей Фомина В.И., Пьянкова Д.А., при секретаре К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 04 августа 2014 г. дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Суксунского районного суда Пермского края от 05.05.2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Х.Н.П. удовлетворить частично. Отказать Х.Н.П. в удовлетворении исковых требований к администрации Суксунского муниципального района о признании права на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», возложении на ответчика обязанности по включению в очередь на получение жилого помещения, признании права на получение жилищного сертификата. Признать незаконным отказ Министерства социального развития Пермского края в обеспечении Х.Н.П. жильем. Обязать Министерство социального развития Пермского края включить Х.Н.П. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и в проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидии (временных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденных законом Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества и размера предоставляемой субсидии (единовременной денежной выплаты). Обязать Министерство социального развития Пермского края предоставить Х.Н.П. безвозмездную единовременную выплату на приобретение (строительство) жилья».

Заслушав доклад судьи Фомина В.И., объяснения представителя истца Х.Н.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Х.Н.П. обратился в суд с иском к администрации Суксунского муниципального района. Министерству социального развитая Пермского края о признании за ним права на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», возложении обязанности включить его в очередь на получение жилого помещения, признании за ним права на получение жилищного сертификата, признании незаконным отказа Министерства социального развития Пермского края в обеспечении его жильем, обязать Министерство социального развития Пермского края включить его как ветерана Великой Отечественной войны в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и в проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, а также обязать Министерство социального развития Пермского края предоставить безвозмездную единовременную выплату на приобретение (строительство) жилья. Заявленные требования мотивировал тем, что в годы Великой Отечественной войны — в период с 08 августа 1945 года по 20 августа 1945 года он проходил военную службу в составе штаба 2 отделения подводных лодок, и в соответствии с подпунктом «а» п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» является участником Великой Отечественной войны.

Как участник Великой Отечественной войны он имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах». 17.10.2013 года он обратился в администрацию Суксунского муниципального района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании постановления от 13.11.2013 года администрацией Суксунского муниципального района он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, учетное дело направлено в Министерство социального развития Пермского края для решения вопроса о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения. По результатам рассмотрения материалов учетного дела, направленных в Министерство социального развития Пермского края администрацией Суксунского муниципального района, в предоставлении социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 ему было отказано по тем основаниям, что время участия в войне с Японией не ходит в период Великой Отечественной войны. С указанным решением он не согласен, поскольку на основании выданного удостоверения серии Д N <…> он имеет статус участника Великой Отечественной войны, т.к. проходил военную службу в составе действующей армии в годы войны, что подтверждается справкой отдела военного комиссариата Пермского края по Кишертскому и Суксунскому районам от 17.12.2013 года поэтому на него распространяются меры социальной поддержки в соответствия с Законом «О ветеранах».

В судебное заседание истец Х.Н.П. не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представители истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.

Представитель ответчика — Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика — администрации Суксунского муниципального района в судебном заседании иск не признал.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Пермского края, представитель которого в судебное заседание не явился.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство социального развития Пермского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Приводит доводы о том, что Х.Н.П. является участником Великой Отечественной Войны, имеет права и льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно вкладышу к удостоверению, как участник Великой Отечественной Войны имеет право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах». Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года (а инвалидов Великой Отечественной Войны — вне зависимости от срока постановки на учет) осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах». Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года (за исключением инвалидов Великой Отечественной Войны), обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий только 12.11.2013 года. В материалах дела не имеется документов, подтверждающих наличие заболеваний, полученных в период войны, поэтому у истца не возникло право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной Войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Участники в войне с Японией в период с августа по сентябрь 1945 года не отнесены к ветеранам Великой Отечественной Войны, хотя и приравнены к ним по мерам социальной поддержки и льготам, установленным соответствующими федеральными законами. Указом Президента РФ N 714 от 07.08.2008 года на них не распространены предусмотренные для ветеранов Великой Отечественной Войны требования и мероприятия по обеспечению жильем. Требования истца Х.Н.П. необоснованны и удовлетворению не подлежат.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Х.Н.П. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края без удовлетворения.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Х.Н.П. в период с 08 августа 1945 года по 20 августа 1945 года принимал участие в военных действиях с Японией в составе в/ч <…>, что следует из записей в его военном билете. Указанные обстоятельства, кроме того, подтверждаются справкой отдела военного комиссариата Пермского края по Кишертскому и Суксунскому районам от 17.12.2013 года, согласно которой бывший военнослужащий Х.Н.П., /дата рождения/ является участником Великой Отечественной войны в соответствии с подпунктом «а» п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах», т.к. проходил военную службу в годы войны в период с 08 августа 1945 года по 20 августа 1945 года в составе штаба 2 отд. див. подводных лодок ТОФ. Лодка <…> штаба <…>, подводная лодка бухта Ольга залив Владимир отд. див. подводных лодок, которые в указанный период входили в состав действующей армии.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, проходившие военную службу либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащемуся в Приложении к Федеральному закону «О ветеранах», на лиц, принимавших участие в войнах, боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделе I и II, в том числе — в войне с Японией в период с 09 августа по 03 сентября 1945 года, распространяется действие статей 2 (ветераны Великой Отечественной войны) и 4 (инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий) Федерального закона «О ветеранах».

Таким образом, законодатель приравнивает к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I Перечня, в том числе — участников войны с Японией, каковым и является истец, предоставляя им единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объем мер оказываемой социальной поддержки.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, из анализа приведенных выше норм материального права следует, что Х.Н.П. как ветеран Великой Отечественной Войны, попадающий под категорию лиц, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 2 Закона «О ветеранах», имеет предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 этого же Закона право на обеспечение жильем не зависимо от того, стоял он на жилищном учете до 1 января 2005 года или нет.

При этом, действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для участников войны с Японией в период с 09 августа по 03 сентября 1945 года, такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем.

Согласно справки отдела военного комиссариата Пермского края по Кишертскому и Суксунскому районам Х.Н.П. имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 15 ФЗ «О ветеранах».

Нельзя согласиться с доводом жалобы Министерства социального развития края в той части, что в материалах дела не имеется документов, подтверждающих наличие заболеваний, полученных Х.Н.П. в период войны, поэтому у истца не возникло право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

Согласно части 2 статьи 15 ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Х.Н.П. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы бессрочно по общему заболеванию, в связи с чем ему могут предоставляться меры социальной поддержки, предусмотренные и для инвалидов войны.

Как правильно указал суд первой инстанции, Х.Н.П. имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных как статьей 15, так и статьей 14 ФЗ «О ветеранах».

Постановлением главы Суксунского муниципального района от 13.11.2013 года он принят на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством.

При указанных обстоятельствах, с выводами суда первой инстанции о том, что Х.Н.П. нуждается в жилье и относится к категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, поэтому заявленные истцом требования в указанной части подлежат удовлетворению, судебная коллегия соглашается.

Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая изложенное, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции верным, основанным на правильно истолкованных и примененных нормах материального права, в связи с чем не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Оставить решение Суксунского районного суда Пермского края от 05.05.2014 года без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *