Иск о возобновлении выплаты пенсии по инвалидности, обязании выплатить пенсию за спорный период удовлетворен правомерно, поскольку установлено, что отказ в возобновлении выплаты пенсии с момента ее приостановления по мотиву непредставления подтверждающих личность осужденного лица без гражданства документов при наличии заявления начальника исправительного учреждения нарушает право инвалида на получение назначенной пенсии.

Определение Приморского краевого суда от 23.06.2014 по делу N 33-5131

Судья: Юданова С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Бизякиной Н.П.

судей Розановой М.А., Завальной Т.Ю.

при секретаре Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края о возобновлении выплаты пенсии по инвалидности

по апелляционной жалобе истца

на решение Артемовского городского суда от 01.04.2014 года об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Розановой М.А., выслушав пояснения представителя истца П., судебная коллегия

установила:

Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в суд с иском о возобновлении пенсионных выплат, указав в обоснование, что с ДД.ММ.ГГГГ года он является инвалидом второй группы бессрочно. 31.05.2000 ему назначена пенсия по инвалидности. Однако с мая 2011 года выплата пенсии прекращена. Его заявление и обращение администрации исправительной колонии, где он отбывает наказание, о возобновлении пенсионных выплат оставлены без удовлетворения. Поскольку действиями ответчика нарушено его право на получение пенсии по инвалидности, в связи с чем он лишен финансовой возможности заменить пришедший в негодность протез, приобрести лекарственные средства, медикаменты и продукты питания, просил признать незаконным отказ от 11.12.2013 в возобновлении пенсионных выплат и обязать ответчика возобновить выплату пенсии по инвалидности.

В ходе слушания дела исковые требования уточнил: просил обязать ответчика возобновить выплату пенсии по инвалидности и выплатить задолженность по пенсионному обеспечению за период с мая 2011 г. по март 2014 г. (л.д. 20 — 21).

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на отсутствие у пенсионного фонда как возможности возобновления пенсионных выплат истцу, так и возможности рассмотрения его заявления о возобновлении выплат, поскольку имеющийся у него паспорт гражданина СССР 1974 г. недействителен в связи с отсутствием в нем фотографии по достижении истца 25-летнего возраста, а иной удостоверяющий личность документ к заявлению о возобновлении пенсионных выплат не приложен. Должностные лица пенсионного фонда, виновные в выплате пенсии не имеющему паспорта лицу, привлечены к дисциплинарной ответственности. Просил в иске отказать.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано. С таким решением не согласился истец, который в апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В суде апелляционной инстанции представитель истца настаивал на отмене судебного решения, полагая, что оно нарушает право истца на пенсионное обеспечение, и, как следствие, невозможность заменить пришедший в негодность протез.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит ее обоснованной.

Из материалов гражданского дела следует, что уроженец г. <адрес> Л. в ДД.ММ.ГГГГ в 19-летнем возрасте выехал из <адрес>, где с апреля 1992 года по апрель 2001 года был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, а с августа 2007 года зарегистрирован по месту пребывания в Михайловском районе Приморского края (л.д. 7, 43).

Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК от 10.03.1995, Л. бессрочно установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию (короткая культя правого бедра после травмы в августе ДД.ММ.ГГГГ. Сросшийся перелом верхней трети левого бедра со смещением. Выраженная контрактура левого коленного сустава) (л.д. 36).

Удостоверение N, выданное 31.05.2000, подтверждает назначение Л. бессрочно пенсии по инвалидности 2 группы в соответствии со ст. 43 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» в размере 571 руб. (л.д. 6).

По информации ГУ — УПФ РФ по Михайловскому району Приморского края от 24.03.2014 на л.д. 33 — 34, по 30.04.2001 пенсия истцу выплачивалась Управлением социальной защиты населения администрации Пограничного района Приморского края. С 01.05.2001 по 30.04.2006 в связи с переездом пенсионера в ФГУ ИК-29 пенсия выплачивалась Управлением соцзащиты населения администрации ЗАТО г. <адрес>, после чего выплата пенсии прекращена в связи с освобождением. По заявлению Л. от 11.10.2007 ГУ — УПФР по Михайловскому району выплата пенсии возобновлена с 01.05.2006 по 30.06.2011. В связи с неполучением пенсии в течение шести месяцев подряд выплата пенсии Л. с 01.01.2012 прекращена в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

05.09.2012 начальник …, где истец отбывает наказание, и 14.11.2013 Л. обращались в ГУ — УПФ России по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края с заявлениями о возобновлении выплаты истцу пенсии по инвалидности, в чем им отказано 19.09.2012 и 11.12.2013 соответственно со ссылкой на недействительность удостоверяющего личность истца паспорта гражданина СССР, в котором отсутствует фотография 40-летнего истца в 25-летнем возрасте, и отсутствие другого документа, удостоверяющего личность Л. (л.д. 8, 24, 26 — 27).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возобновления выплаты истцу пенсии в связи с недействительностью паспорта гражданина СССР, подлежащего замене в установленном законом порядке, и отсутствием иного документа, удостоверяющего личность Л., который не представил необходимые документы для реализации своего права на пенсионное обеспечение и не выполнил требования закона о подтверждении своего права на пенсию.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и сделаны в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Из материалов дела следует, что истец прибыл из бывшей союзной республики в Российскую Федерацию после 6 февраля 1992 года; гражданства Российской Федерации не приобрел, в связи с чем до настоящего времени является лицом без гражданства (ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации»), что исключает возможность замены паспорта гражданина СССР.

Назначение истцу в 2000 году пенсии по инвалидности бессрочно произведено на основании ст. 4 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которой проживающие в Российской Федерации лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, а также с учетом разъяснений в Письме Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» и Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 N 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств — бывших республик Союза ССР», в соответствии с которыми такое право имеют лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации.

С учетом изложенного при наличии справки ВТЭК и пенсионного удостоверения, выданного в мае 2000 года, истец не должен подтверждать ни пенсионному органу, ни суду свое право на пенсионное обеспечение.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение в случае инвалидности.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абз. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые действуют с 1 января 2002 г., иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статьей 1 Протокола 1 от 20 марта 1952 г. к Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», ратифицированных Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», предусмотрено, что каждое физическое лицо и юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Прекращая пенсионные выплаты истцу в связи с истечением 6 месяцев со дня приостановления пенсионных выплат (в связи с неполучением истцом пенсии в течение шести месяцев), ответчик действовал на основании пп. 1 п. 1 ст. 22 Федерального закона N 173-ФЗ. Однако при обращении истца и администрации исправительной колонии в сентябре 2012 года за возобновлением пенсионных выплат у ответчика не имелось оснований требовать от отбывающего наказание в исправительном учреждении Л. (чья личность установлена при расследовании уголовного дела, при вынесении приговора и назначении наказания судом) паспорта гражданина России, которым он не является, будучи лицом без гражданства.

На момент назначения пенсии правила назначения пенсии не были приняты, а ранее действовавший Порядок решением Верховного Суда РФ от 27.03.1998 признан недействующим и Постановлением Минтруда России от 02.07.1998 N 27 отменен со дня издания.

В соответствии с ч. 2 п. 15 ныне действующего Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению …, утв. Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 (в ред. от 12.03.2010), в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лица без гражданства, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для лица без гражданства, который необходим для приобретения права на пенсию.

Между тем, такое право у истца есть, поскольку пенсия по инвалидности ему назначена еще в 2000 году, когда он был зарегистрирован по месту жительства в Пограничном районе Приморского края; право истца на пенсию и факт его постоянного проживания на территории России ответчик не оспаривал, требуя от отбывающего наказание лица без гражданства паспорт гражданина РФ либо иной документ, удостоверяющий личность. Однако предоставить в пенсионный орган вид на жительство истец возможности не имеет в связи с нахождением в местах лишения свободы, что также лишает его возможности оформить гражданство. Утверждение ответчика о невозможности установить личность лица, отбывающего наказание в исправительной колонии, абсурдно и ставит под сомнение постановленный в отношении этого лица приговор по уголовному делу.

При таких обстоятельствах отказ в возобновлении выплаты пенсии с момента ее приостановления по мотиву непредставления подтверждающих личность осужденного лица без гражданства документов при наличии заявления начальника исправительной колонии нарушает право инвалида на получение назначенной ему пенсии, которая в соответствии с ч. 3 ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ подлежит перечислению на лицевой счет осужденного.

Поскольку допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав истца, судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда приходит к выводу об отмене решения Артемовского городского суда Приморского края и выносит новое решение о частичном удовлетворении исковых требований.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) восстанавливается по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) прошло не более 10 лет, — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы пенсии за все время, в течение которого выплата указанной пенсии была приостановлена.

Согласно справке начальника … от 17.03.2014, осужденный Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отбывает меру уголовного наказания в … с 25.01.2011. Конец срока — 22.01.2017 (л.д. 23).

По информации начальника Управления ПФ РФ по Михайловскому району Приморского края от 24.03.2014, пенсия Л. выплачена по 30.06.2011; выплата пенсии прекращена с 01.01.2012 (л.д. 33 — 34).

С заявлением о возобновлении пенсионных выплат истец обратился к ответчику в ноябре 2013 года (л.д. 3, 26 — 27).

С учетом изложенного судебная коллегия удовлетворяет требования истца о возобновлении пенсионных выплат с июля 2011 года и возлагает на ответчика обязанность по выплате истцу неполученных им сумм пенсии по инвалидности за период с июля 2011 года по июнь 2014 года.

Оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате ему пенсии за май и июнь 2011 года судебная коллегия не имеет, поскольку эти выплаты истцу произведены до приостановления пенсионной выплаты.

Руководствуясь ст. ст. 194 — 198, 328 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Артемовского городского суда от 01 апреля 2014 года отменить и принять по делу новое решение.

Обязать Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края возобновить выплату Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывающему наказание в …, пенсии по инвалидности.

Обязать Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края выплатить Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ, перечислив ее на лицевой счет осужденного, отбывающего наказание в … (г. <адрес>).

В остальной части исковых требований отказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *