Исковые требования в части обязания исполнить требования законодательства о разработке и принятии административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального жилищного контроля удовлетворены, поскольку требования закона ответчиком не выполняются.

Определение Приморского краевого суда от 21.08.2014 по делу N 33-7268

Судья: Рогалев Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Кудриной Я.Г., Туктамышевой О.В.

при секретаре И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Уссурийского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Уссурийского городского округа по апелляционному представлению Уссурийской городской прокуратуры на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 мая 2014 года, которым заявление Уссурийского городского прокурора удовлетворено частично: признано незаконным бездействие администрации Уссурийского городского округа по подготовке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., поддержавшей апелляционное представление, представителя администрации Уссурийского городского округа — С., возражавшей против удовлетворения представления прокурора, судебная коллегия

установила:

Уссурийский городской прокурор обратился в суд с указанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в ходе проверки деятельности должностных лиц органа местного самоуправления, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства, выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии на территории УГО принятого административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля. Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов. Непринятие административного регламента свидетельствует о незаконном бездействии администрации УГО и нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального жилищного контроля. При осуществлении муниципального жилищного контроля отсутствует нормативная база, на основании которой контролирующий орган должен осуществлять контрольные мероприятия. Просит признать незаконным бездействие администрации УГО по подготовке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля, возложить на администрацию УГО обязанность по принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля.

Помощник прокурора в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации УГО не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что действующее законодательство не содержит нормы, предоставляющей суду, как органу одной из ветвей государственной власти, право вмешиваться в исключительную компетенцию представительного органа местного самоуправления, не входящего в систему государственной власти и являющегося самостоятельным, и обязывать такой принять, изменить и дополнить нормативный правовой акт. Суд вправе лишь признать недействующим нормативный правовой акт органа местного самоуправления, противоречащий федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционном представлении Уссурийской городской прокуратуры ставится вопрос об отмене решения в части как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Из системного толкования положений Постановления Правительства РФ от 11 июня 2013 года N 493 «О государственном жилищном надзоре» и Методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора, утвержденных Приказом Минрегиона России от 23 августа 2013 года N 360, следует, что содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю. При этом обязанность по разработке административных регламентов исполнения функций по муниципальному жилищному контролю возложена на органы местного самоуправления.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

По делу установлено, что в ходе проверки Уссурийской городской прокуратурой деятельности должностных лиц органа местного самоуправления, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства, выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии на территории Уссурийского городского округа принятого административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля.

Несмотря на то, что Думой Уссурийского городского округа Приморского края утверждено «Положение о муниципальном жилищном контроле на территории Уссурийского городского округа», отсутствие нормативного правового акта, определяющего порядок деятельности органа муниципального жилищного контроля, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), порядок и формы контроля за осуществлением муниципального жилищного контроля, порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа муниципального жилищного контроля и его должностных лиц порождает бесконтрольность органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства, диктует свободу действий на неограниченное усмотрение должностных лиц.

Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, а также требования постановления Правительства РФ от 16 мая 2011 года N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» и постановления Администрации Приморского края от 20 февраля 2013 года N 69-па «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие администрации Уссурийского городского округа по подготовке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля является незаконным, т.к. обязанность принять регламент установлена законом. Непринятие административного регламента нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального жилищного контроля.

Вместе с тем, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований Уссурийского городского прокурора о возложении на администрацию обязанности принять административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля.

Отказывая в удовлетворении данной части требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Однако понуждение к исполнению обязанностей, возложенных законом и подзаконными нормативными правовыми актами, не означает вмешательство суда в компетенцию органов местного самоуправления, поскольку требования закона администрацией УГО не выполняются.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным принять в указанной части новое решение, обязав администрацию Уссурийского городского округа исполнить требования законодательства о разработке и принятии административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории Уссурийского городского округа в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 мая 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении требования о возложении на администрацию Уссурийского городского округа обязанности принять административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля.

Принять в этой части новое решение.

Обязать администрацию Уссурийского городского округа исполнить требования законодательства о разработке и принятии административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории Уссурийского городского округа в течение шести месяцев со вынесения определения.

В остальной части решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 мая 2014 года оставить без изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *