В удовлетворении заявления об отмене решения территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты отказано правомерно, так как ни одна из представленных кандидатом в депутаты подписей не признана достоверной.

Определение Приморского краевого суда от 28.08.2014 по делу N 33-8222

Судья Рогалев Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Зиганшина И.К., Кудриной Я.Г.

при секретаре К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ж. об отмене решения территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска от 13 августа 2014 года N 459/94 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 7 по апелляционной жалобе Ж. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 19 августа 2014 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения заявителя Ж., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска Г., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Бобылевой О.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Ж. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что решением территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска от 13 августа 2014 года N 459/94, принятым на основании итогового протокола по проверке достоверности подписей избирателей от 10 августа 2014 года, ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 7 по тем основаниям, что все 52 подписи избирателей в представленных им для регистрации подписных листах признаны недостоверными в связи с невнесением собственноручно избирателями дат внесения подписей. Он считает, что предусмотренных законом оснований для признания подписей недостоверными не имеется, поскольку все подписи выполнены непосредственно самими избирателями, а то обстоятельство, что даты их внесения исполнены другим лицом не является существенным и не может повлечь недостоверность и недействительность подписей. Просил отменить решение территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска от 13 августа 2014 года N 459/94 об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 7.

В судебном заседании Ж. заявленные требования поддержал.

Привлеченный к участию в деле представитель Думы Уссурийского городского округа А. пояснила, что подготовку выборов осуществляет территориальная избирательная комиссия г. Уссурийска, и вопрос о регистрации кандидатов не входит в компетенцию думы.

Представители территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска и администрации Уссурийского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Ж., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 — 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Согласно пункту 11 статьи 42 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года N 62-КЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования — дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Из материалов дела следует, что Ж. для регистрации кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 7 представил в избирательную комиссию 10 подписных листов с 52 подписями избирателей. Итоговым протоколом по проверке достоверности подписей избирателей от 10 августа 2014 года все 52 подписи признаны недостоверными, поскольку заключением специалиста по проверке подписных листов от 6 августа 2014 года N 1014эк установлено, что в подписных листах, представленных заявителем, все записи дат внесения подписей избирателей выполнены одним лицом.

В соответствии с пунктом 10, подпунктом 4 пункта 11 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края, пунктом 6.3, подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Недействительными признаются подписи избирателей, в том числе без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Кодексом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист.

Подпунктом 5 пункта 6 статьи 46 Избирательного кодекса Приморского края и подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Давая оценку приведенным требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности отказа территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска в регистрации Ж. кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 7.

Выявленные при проверке достоверности подписей избирателей нарушения являются основанием для признания проверенных подписей недействительными, поскольку избирательным законодательством установлено обязательное требование собственноручного внесения избирателем в подписном листе своей подписи и даты ее внесения. Факт нарушения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которые отвечают требованиям об их относимости, допустимости и достоверности.

Поскольку в ходе судебного заседания не установлено нарушений со стороны территориальной избирательной комиссии положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также требований Избирательного кодекса Приморского края, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска от 13 августа 2014 года об отказе в регистрации Ж. кандидатом в депутаты.

Доводы заявителя о том, что он не был извещен о проведении проверки подписей избирателей, не влекут за собой отмену решения территориальной избирательной комиссии, поскольку после сдачи подписных листов кандидатом в избирательную комиссию никакие изменения в них уже не могут быть внесены, в связи с чем сам по себе тот факт, что Ж. не был извещен и не присутствовал при проведении проверки подписных листов не мог повлиять на выводы эксперта. При этом избирательная комиссия не отказывала и не препятствовала заявителю присутствовать при проведении соответствующих избирательных процедур, копию протокола по проверки достоверности подписей избирателей он получил в тот же день после проведения проверки 10 августа 2014 года, результаты проверки подписей ему были известны.

С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 19 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *