Заявление о возложении обязанности восстановить в очереди граждан-участников подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством с даты подачи первоначального заявления удовлетворено, поскольку право состоять в очереди в категории работающие у заявителя сохранилось, такое право не прерывалось с 1995 года, от своего права заявитель не отказывался.

Определение Приморского краевого суда от 28.08.2014 по делу N 33-7581


Судья Клемешева Н.С.


Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Кудриной Я.Г., Королевой Е.В.

при секретаре Б.О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.В. о возложении обязанности на администрацию Кавалеровского муниципального района Приморского края по апелляционной жалобе администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края на решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 26 июня 2014 года, которым заявление Ш.В. удовлетворено: на администрацию Кавалеровского муниципального района Приморского края возложена обязанность восстановить Ш.В. и членов его семьи - Ш.И. (супругу), ФИО14 (дочь), ФИО13 (сына) в очереди граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с даты подачи им первоначального заявления - с 1 апреля 1995 года в категории "работающих граждан".

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя Ш.В. - Ш.И., представителя администрации Кавалеровского муниципального района - В., представителя департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - Б., судебная коллегия


установила:

Ш.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просила отменить решение общественной комиссии по жилищным вопросам от 6 августа 2013 года, изложенное в протоколе N, утвержденное постановлением администрации Кавалеровского муниципального района от 21 августа 2013 года N, восстановить в списках очередности граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" по дате первоначального заявления 1 апреля 1995 года Ш.И. и членов ее семьи: Ш.В. (супруг), ФИО14 (дочь), ФИО13 (сын), ссылаясь на то обстоятельство, что 30 августа 2013 года она получила заказным письмом решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Кавалеровского муниципального района (далее - комиссия) об исключении ее и членов ее семьи из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище". На основании предъявленных в администрацию Кавалеровского района документов ее супруг Ш.В. 13 ноября 1995 года поставлен в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 года отменено постановление Совета Министров-Правительства РФ от 10 декабря 1993 года N 1278, однако граждане, которые состояли на учете на улучшение жилищных условий, были отнесены к категории лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. На основании заявления супруга 29 декабря 2010 года участником подпрограммы стала Ш.И. При этом Ш.В. от участия в подпрограмме не отказался, а лишь обозначил свое намерение воспользоваться правом на получение социальной выплаты для приобретения жилья в составе своей супруги. Субсидию на приобретение жилья ни Ш.И., ни члены его семьи не получали.

Ш.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения общественной комиссии по жилищным вопросам, указав, что постановлением главы администрации Кавалеровского района от 13 ноября 1995 года N он поставлен в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение безвозмездной субсидии на приобретение (строительство) жилья. После отмены постановления Совета Министров-Правительства РФ от 10 декабря 1993 года N 1278 относится к категории лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, т.к. на момент постановки на учет имел северный рабочий стаж более 10 лет. В соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 5 декабря 2007 года он признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" категория "пенсионер" по дате первоначального заявления. В 2010 году у него изменились основания состоять в очереди пенсионеров, т.к. был утрачен статус пенсионера по инвалидности. Продолжая состоять на "Д" учете Ш.В. не отказался от участия в подпрограмме, а лишь обозначил свое намерение воспользоваться правом на получение социальной выплаты для приобретения жилья в составе семьи супруги Ш.И., имеющей статус пенсионера. Просит отменить п. 1.1.3 решения общественной комиссии по жилищным вопросам, изложенного в протоколе N от 28 декабря 2010 года, утвержденного постановлением администрации Кавалеровского муниципального района от 29 декабря 2010 года N, в части признания участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" Ш.И. вместо мужа Ш.В., восстановить в списках очередности граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", имеющих право на получение государственного жилищного сертификата по дате первоначального заявления 1 апреля 1995 года Ш.В. и членов его семьи: Ш.И. (супруга), ФИО14 (дочь), ФИО13 (сын).

Определением Кавалеровского районного суда Приморского края от 28 апреля 2014 года гражданские дела по заявлениям Ш.И. и Ш.В. объединены в одно производство.

Определением от 26 мая 2014 года производство по делу по заявлению Ш.И., Ш.В. прекращено в части требований Ш.И. в связи с отказом от заявленных требований.

В дальнейшем представитель заявителя уточнила требования, просила восстановить в списках очередности граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", имеющих право на получение государственного жилищного сертификата по дате первоначального заявления 1 апреля 1995 года Ш.В. и членов его семьи: Ш.И. (супруга), ФИО14 (дочь), ФИО13 (сын).

В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что решением общественной комиссии, изложенным в протоколе N от 24 апреля 2014 года, Ш.В. на основании его заявления внесен в списки работающих граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, по дате приобретения статуса работающего гражданина с 1 января 2011 года. По дате первоначального заявления восстановить Ш.В. в списках нельзя. Переход из категории "пенсионер" в категорию "работающих" граждан наступил 1 января 2011 года, именно с этого момента он подлежит восстановлению в списках. В случае восстановления Ш.В. в списках по дате первоначального заявления будут нарушены права других граждан.

Представитель департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе администрации Кавалеровского муниципального района ставится вопрос об отмене решения как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Приморского края от 6 июля 2005 года N 264-КЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Приморского края.

Как следует из материалов дела, решением жилищно-бытовой комиссии при администрации с.Зеркального от 20 апреля 1995 года по результатам слушания предварительной заявки на получение субсидии на приобретение жилья постановлено выделить средства на приобретение жилья Ш.В. в связи с тем, что семья нуждается в улучшении жилищных условий и в настоящее время средствами на приобретение жилья не располагает.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Кавалеровского муниципального района от 4 декабря 2007 года Ш.В. включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по дате подачи первичного заявления на получение субсидии для приобретения жилья согласно Постановлению от 3 августа 1996 года N 937 "О предоставлении гражданам РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" 1 апреля 1995 года составом семьи 4 человека.

В связи с утратой инвалидности и, как следствие - статуса "пенсионер", 4 декабря 2010 года Ш.В. обратился к главе администрации Кавалеровского района с заявлением, в котором просил считать участником программы его жену Ш.И.

28 декабря 2010 года общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации Кавалеровского муниципального района приняла решение считать участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Ш.И. вместо мужа Ш.В.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Кавалеровского муниципального района от 6 августа 2013 года Ш.И. совместно с членами ее семьи исключена из списка очередности граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений, неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилья и получивших субсидию.

14 апреля 2014 года Ш.В. главе администрации Кавалеровского муниципального района подано заявление об отмене п. 1.1.3 решения общественной комиссии по жилищным вопросам, изложенном в протоколе N от 28 декабря 2010 года, о замене Ш.В. как участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на супругу Ш.И., восстановлении его как участника подпрограммы и членов его семьи в очереди работающих граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья по дате первичного заявления - 1 апреля 1995 года.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Кавалеровского муниципального района от 24 апреля 2014 года Ш.В. внесен в списки работающих граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, по дате приобретения статуса работающего гражданина 1 января 2011 года.

Давая оценку указанным обстоятельствам, учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку первичное заявление было подано Ш.В. 1 апреля 1995 года, он правомерно поставил вопрос о восстановлении его на соответствующем учете с данной даты.

Правомерным, по мнению судебной коллегии, является вывод суда первой инстанции о том, что с утратой Ш.В. статуса пенсионера и исключением из очереди Ш.И. заявитель утратил право состоять в очереди в категории "пенсионеры", при этом право состоять в очереди в категории "работающие" у заявителя сохранилось, такое право не прерывалось с 1995 года, от своего права заявитель не отказывался.

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Кавалеровского муниципального района не согласна с заменой очереди Ш.В. на его жены Ш.И., которая как участник не стояла на учете, не является основанием к отмене решения суда, поскольку приняв 24 апреля 2014 года решение о внесении Ш.В. в списки работающих граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, по дате приобретения статуса работающего гражданина 1 января 2011 года (период, когда участником подпрограммы значилась Ш.И.) администрация Кавалеровского муниципального района фактически подтвердила, что право заявителя на получение жилищной субсидии не прерывалось в связи с его заменой на супругу Ш.И.

Довод апелляционной жалобы о том, что у заявителя изменились условия в связи с утратой инвалидности... группы 1 января 2011 года, в связи с чем он не может быть восстановлен на учете с даты подачи первоначального заявления, основан на неверном толковании норм права.

Пункт 20 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", на который представитель администрации Кавалеровского муниципального района ссылается в обоснование своих доводов, регулирует исключительно вопросы очередности предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Из содержания данного пункта не следует, что изменение условий, на основании которых граждане были поставлены на учет, является основанием для изменения даты постановки на учет.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 26 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кавалеровского муниципального района - без удовлетворения.