В удовлетворении иска о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, признании права на предоставление жилого помещения, обязании выделить денежные средства, предоставить жилое помещение отказано правомерно, так как требуемый заявительный порядок истицей соблюден не был.

Апелляционное определение Псковского областного суда от 19.08.2014 по делу N 33-1287

Судья Иванова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда в составе:

Председательствующего: Ельчаниновой Г.А.

Судей: Ениславской О.Л. и Яроцкой Н.В.

при секретаре Б.Н.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Н. — К. решение Порховского районного суда от *** 2014 г., которым постановлено:

«Н. в иске к Администрации Псковской области о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, признании за ней права на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Псковской области, обязании выделить из средств областного бюджета денежные средства в виде субвенции; к Администрации Порховского района Псковской области о возложении обязанности по предоставлению за счет средств субъекта РФ благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда, отказать.»

Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения представителя Администрации Псковской области — Б.И., судебная коллегия

установила:

Н. обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области и Администрации Порховского района о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств субъекта РФ, о признании права на обеспечение жильем, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование требований указала, что в связи со смертью отца и лишением матери родительских прав, она осталась без родительского попечения и была направлена в 1998 г. в <данные изъяты> школу-интернат. По окончании последней в 2004 г., проходила профессиональное обучение сначала в <данные изъяты>, а затем в <данные изъяты>, которое окончила в 2007 г.

При направлении в детское госучреждение за ней было произведено закрепление жилой площади в доме <адрес>, принадлежавшем ее матери. Однако об этом ей стало известно только в 2007 г., но на тот момент дом уже находился в непригодном для проживания состоянии, поскольку еще в 2002 г. мать выехала из него на постоянное место жительства в <адрес>. В связи с этим, а также отсутствием намерения проживать в <адрес> она, в том же 2007 г., обращалась к главе района по вопросу предоставления жилого помещения, но данное обращение удовлетворено не было. При этом в марте 2013 г. Администрация Порховского района, признав закрепление за ней жилья незаконным, ввиду того, что оно было произведено без согласия собственника, отменила соответствующий пункт распоряжения 1998 г.

В результате в настоящее время она жильем не обеспечена, совместно с супругом и сыном зарегистрирована в непригодном для проживания жилом помещении по адресу: <адрес>, а фактически ее семья занимает комнату <адрес>, которая была предоставлена им на условиях коммерческого найма.

С учетом этого ***2013 г. она обратилась в ТУ Порховского района ГГУСЗН Псковской области с заявлением об обеспечении ее жильем за счет средств областного бюджета, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако, решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа от ***2013 г. во включении ее в список лиц указанных категорий, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, было отказано со ссылкой на отсутствие у нее соответствующего права, поскольку до 23 лет она по вопросу его реализации в установленном порядке не обращалась.

По мнению истицы, данный отказ является незаконным и подлежит признанию таковым в судебном порядке. Одновременно признанию подлежит ее право на обеспечение жильем, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с возложением на ответчиков обязанности по предоставлению ей жилого помещения, площадью не менее 25 кв. м на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

В ходе судебного разбирательства Н. уточнила последнее требование, обратив его к Администрации Порховского района, а также дополнила иск требованием к Администрации Псковской области о возложении обязанности по выделению из областного бюджета денежных средств в виде субвенции для приобретения жилья.

Представители ответчика — Администрации Псковской области и привлеченного к участию в деле в качестве 3-лица — Главного государственного управления социальной защиты населения в судебное заседание не явились. Представили письменные возражения, в которых указано на необоснованность требований, поскольку до достижения возраста 23 лет Н. о своем праве на обеспечение жильем, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не заявляла, а в настоящее время этот статус и обусловленное им право на получение мер социальной поддержки ею утрачены.

Представитель ответчика — Администрации Порховского района иск не признал. Также указал на то, что официального обращения истицы к компетентному органу до достижения ею возраста 23 лет места не имело, а устное обращение в органы опеки и к главе района ничем не подтверждено. Кроме того, обращал внимание на то, что непригодность для проживания ранее закрепленного за Н. жилья в <адрес> была установлена в 2008 г., когда истица достигла возраста 24 лет.

Привлеченная к участию в деле в качестве 3-лица мать истицы — Б.Е., поддержала исковые требования. Утверждала, что уже по состоянию на 2002 г. принадлежавшей ей дом в <адрес> начал разрушаться, что и обусловило ее выезд на постоянное место жительства в <адрес>.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Н. просит о его отмене, ввиду неправильного определения юридически значимых обстоятельств. В частности, указывает на то, что суд не учел, что причиной не обращения истицы до достижения возраста 23 лет в компетентные органы по вопросу реализации жилищных прав явилось наличие у нее закрепленного жилья, тогда как незаконность этих действий органа местного самоуправления была установлена только в 2013 г.

Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда 1 инстанции.

Установлено, что в связи со смертью отца — Б.М. в 1993 г. и лишением матери — Б.Е. родительских прав Б.О. (в настоящее время Н.), *** г.р., стала являться ребенком, оставшимся без попечения родителей, вследствие чего распоряжением Администрации Порховского района N *** от ***1998 г. она была определена в <данные изъяты> школу-интернат.

Пункт 2 этого же распоряжения предусматривал сохранение за Б.О. жилой площади в <адрес>

С 2004 г. истица проходила профессиональное обучение и в 2007 г. она окончила <данные изъяты>.

При этом в сентябре 2004 г. она была зарегистрирована по месту жительства в <адрес> и эта регистрация сохранялась ею до сентябре 2008 г., когда она зарегистрировалась по адресу: <адрес>.

Поскольку в действительности указанный жилой дом разрушен, а его принадлежность не известна, что подтверждается справкой Администрации сп «<данные изъяты>», то фактически семья Н. занимает комнату <адрес>, которая была предоставлена им на условиях коммерческого найма.

С учетом этого в марте 2013 г. Н. обратилась в ТУ Порховского района ГГУСЗН Псковской области с заявлением об обеспечении ее жильем, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

По результатам рассмотрения данного обращения территориальным органом социальной защиты населения и по его ходатайству, Администрация Порховского района издала постановление N *** от ***2013 г. об отмене пункта 2 распоряжения Администрации Порховского района N *** от ***1998 г., предусматривавшего сохранение на Б.О. жилой площади в <адрес>.

Однако решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа от ***2013 г. Н. было отказано во включении в список лиц указанных категорий, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ввиду отсутствия у нее соответствующего права.

Оценив эту позицию, поддержанную представителями ответной стороны по делу, суд обоснованно признал ее правомерной и, как следствие, отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Право детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа установлено ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно этой норме (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичные по сути положения содержатся и в Законе Псковской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 1241-оз от 09.01.2013 г.

Исходя из системного анализа приведенных норм, возможность их распространения на Н. зависела от наличия у нее нереализованного на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ (01.01.2013 г.) права на обеспечения жильем, как лица, из числа детей сирот.

Согласно положениям ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2013 г.) обеспечению жильем подлежали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имевшие закрепленного жилого помещения. Причем необходимым условием реализации этого права являлось письменное обращение лица, обладающего соответствующим статусом, в уполномоченные органы для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.

В данном случае, выявление Н. в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, сопровождалось закреплением за ней жилой площади по прежнему месту жительства, на основании ч. 4 ст. 71 СК РФ.

Согласно этой норме ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Следовательно, право пользования жилым домом в <адрес>, принадлежавшем на праве собственности ее матери — Б.Е., сохранялось за Н. в силу закона, т.е. независимо от согласия собственника жилья.

В этой связи отмена в марте 2013 г. распоряжения Администрации Порховского района N *** от ***1998 г. в части закрепления жилья за истицей, значения не имеет. Тем более, что основанием принятия этого решения явилось только ходатайство ТУ Порховского района ГГУСЗН Псковской области, в котором указывалось на то, что в этом случае будет иметься потенциальная возможность для реализации жилищных прав Н..

Таким образом, на момент окончания пребывания в детском государственном учреждении и в период последующего прохождения профессионального обучения истица имела закрепленное жилое помещение.

Более того, как выше указано, в период с сентября 2004 г. по сентябрь 2008 г. Н. была зарегистрирована по данному жилью, как по месту жительства. Оформив указанную регистрацию, она тем самым заявила о своих жилищных правах.

Довод истицы об имеющей место с 2002 г. фактической непригодности жилого дома в <адрес> для проживания не может быть принят во внимание.

Нуждаемость этого жилья в капитальном ремонте была установлена только в мае 2008 году, т.е. по достижении Н. 24 лет. При чем обследование было проведено не межведомственной комиссией, как это требуется, а комиссией в составе сотрудников Администрации <данные изъяты> волости и инспектора по охране прав детства.

В то же время по результатам обследования дома теми же должностными лицами в 2006 г. он был признан пригодным для проживания.

Никаких иных данных, позволяющих оценить состояние жилого помещения, истицей представлено не было.

Кроме того, невозможность проживания в ранее занимаемом жилье, могла повлечь признание за истицей права на обеспечение жилым помещением, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей только при условии ее заявления об этом праве в установленные сроки и порядке либо при доказанности уважительности причин, обусловивших ее отсутствие на учете нуждающихся в получении жилых помещений.

Этот вывод согласуется с позицией Верховного Суда РФ, содержащейся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013 г.

Из материалов настоящего дела следует, что обращение Н. за реализацией права на обеспечение жильем, основанного на статусе лица из числа детей-сирот, последовало только в марте 2013 г., тогда как сам указанный статус и обусловленное им право на получение мер социальной поддержки, были утрачены ею еще в сентябре 2007 г. по достижении возраста 23 лет.

Следовательно, требуемый заявительный порядок истицей соблюден не был.

Ее утверждение о том, что летом 2007 г. она обращалась к Главе Порховского района по вопросу предоставления ей жилья в связи с непригодностью дома в <адрес> для проживания, ничем объективно не подтверждено.

Наличия уважительных причин, исключивших для Н. возможность своевременного обращения за реализацией жилищных прав, по результатам рассмотрения спора не установлено.

Довод апеллятора о том, что такой причиной является сам факт незаконного закрепления за истицей жилого помещения, несостоятелен по основаниям приведенным выше.

При таких обстоятельствах в их совокупности, судебная коллегия признает решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Порховского районного суда от *** 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Н. — К. — без удовлетворения.

Председательствующий
Г.А.ЕЛЬЧАНИНОВА

Судьи
Н.В.ЯРОЦКАЯ
О.Л.ЕНИСЛАВСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *