Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которая не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.08.2014 по делу N 33-10300/2014

Судья: Бородько Л.Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

судьи — председательствующего Ковалева А.М.,

судей Власовой А.С., Владимирова Д.А.

с участием прокурора Гончаровой В.Н.

при секретаре К.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ковалева А.М. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростов-на-Дону от 05 мая 2014 г.,

установила:

Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах П. с иском к администрации г. Ростова-на-Дону, 3-и лица: Правительство Ростовской области, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, МКУ «Отдел образования Ворошиловского района города Ростова-на-Дону» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, указав, что П., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН над П. учреждена опека.

Согласно постановлению Главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом: один человек, включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений как оставшаяся без попечения родителей.

Однако, до настоящего времени П. жилым помещением не обеспечена, в связи с чем прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, ссылаясь на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просил суд обязать администрацию г. Ростова-на-Дону обеспечить П. жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05 мая 2014 г. иск удовлетворен: на администрацию г. Ростова-на-Дону возложена обязанность предоставить П., <…> года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, администрация г. Ростова-на-Дону подала апелляционную жалобу, в которой просит изменить резолютивную часть решения суда и изложить эту часть в следующей редакции: обязать администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделенных на эти цели Правительством Ростовской области, предоставить П. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления.

При этом автор апелляционной жалобы ссылается на то, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В 2012 — 2013 годах субвенций из областного бюджета для обеспечения П. жилым помещением Правительством Ростовской области не выделено, в связи с чем, по мнению апеллянта, решение суда неисполнимо. Поэтому апеллянт полагает, что обязанность по обеспечению жилым помещением П. должна быть возложена на субъект РФ, возложение же такой обязанности на администрацию г. Ростова-на-Дону нарушает ее законные интересы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав П., прокурора Гончарову В.Н., признав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, П., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА мать П. — К.О.Е. лишена родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери. Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА П.Я.Л. (отец истца) лишен родительских прав в отношении П.

Постановлением Главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА над несовершеннолетней П. установлена опека.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» благоустроенное жилое помещение за истцом не закреплялось.

Постановлением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении составом: один человек, включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений как оставшаяся без попечения родителей.

С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции РФ, ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ N 184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ФЗ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Областного Закона РО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Областного закона РО от 03.12.2012 N 988-ЗС), пришел к выводу об удовлетворении иска.

Судебная коллегия соглашается с принятым судом решением, поскольку оно соответствует закону и обстоятельствам дела.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.

Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ c 01 января 2013 года утратили силу. Поскольку введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ), при вынесении обжалованного решения суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям новую редакцию ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ независимо от времени поступления иска и момента возникновения спорных правоотношений.

Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.

На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012 года) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается Областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).

Принимая во внимание изложенное, а также правильно установленные судом первой инстанции обстоятельства дела, не повторяя их, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию г. Ростова-на-Дону обязанность предоставить П. благоустроенное жилое помещение.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правового значения не имеет, так как предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

В этой связи указанный довод отклоняется судебной коллегией.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что жилое помещение подлежит предоставлению за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделяемых на эти цели Правительством Ростовской области является несостоятельной.

Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» (вместе с Положениями). Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области нормативно установлен, то решение суда не должно его подменять.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда, в связи с чем не принимаются во внимание судебной коллегией.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно. Оценка доказательствам по делу с учетом их относимости, допустимости и достаточности дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05 мая 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Ростова-на-Дону — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *