Исковые требования об обязании произвести перерасчет компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг удовлетворены правомерно, так как истец как педагогический работник, работающий в сельской местности, имеет право на предоставление мер социальной поддержки — компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 14.08.2014 по делу N 33-10899/2014

Судья: Попов С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

Председательствующего судьи Жиляевой О.И.

Судей Варламовой Н.В., Корниенко Г.Ф.

С участием прокурора Ляпиной О.В.

При секретаре Т.

Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области на решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 02 июня 2014 г.,

установила:

Прокурор Егорлыкского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Д. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Егорлыкского района Ростовской области, 3-е лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области об обязании произвести перерасчет компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, указав в обоснование заявленных требований, что ответчик в нарушение положений Закона РФ «Об образовании» и Областного закона «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» не предоставляет Д. в полном объеме меры социальной поддержки, как педагогическому работнику.

По мнению истца, действия УСЗН Администрации Егорлыкского района по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, незаконны, противоречат федеральному законодательству, и нарушают права Д. на стопроцентное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг.

На основании изложенного, прокурор просил суд обязать УСЗН Администрации Егорлыкского района произвести перерасчет размера указанных льгот Д. с 01.04.2011 г. по 01.07.2013 г., исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги без учета доли занимаемой Д. общей площади жилого помещения.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил суд иск удовлетворить.

Суд рассмотрел дело в отношении Д. в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении иска.

В отношении Министерства труда и социального развития Ростовской области дело рассмотрено судом в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Решением Егорлыкского районного суда Ростовской области от 02 июня 2014 г. исковые требования прокурора Егорлыкского района в интересах Д. удовлетворены частично. На УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области возложена обязанность произвести за период с 01.04.2011 г. по 30.06.2013 г. перерасчет размера выплат Д. компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение вместо ранее производимого расчета компенсации, приходящегося только на долю Д.

Не соглашаясь с постановленным по делу судебным решением УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области обжаловало его в апелляционном порядке.

Апеллянт полагает, что правовые основания для перерасчета размера компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг Д. отсутствуют.

В силу норм ст. ст. 31, 69 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника (нанимателя) жилого помещения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением.

Предоставление мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг членам семьи педагогических работников, проживающих в сельской местности, как федеральным, так и областным законодательством ранее не предусматривалось. Закон, в соответствии с которыми внесены изменения и расчет компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на всю занимаемую педагогическим работником и членами его семьи площадь жилого помещения, вступил в силу 01.07.2013 г.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом. В отношении не явившихся дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Ознакомившись с материалами дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Постановляя решение по делу, суд первой инстанции руководствовался нормами абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании», ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», Областным законом от 27.06.2013 г. N 1106-ЗС «О внесении изменений в Областной закон О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 г. N 232 и исходил из установленности того, что Д. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходил из того, что истец как педагогический работник, работающий в сельской местности, имеет право на предоставление мер социальной поддержки — компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Суд указал, что как федеральное законодательство, так и Областной закон Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС не содержат каких-либо положений, которые бы ограничивали размер денежной выплаты, приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера), жилой площадью, в связи с чем пришел к выводу о необоснованности действий ответчика по расчету и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением Д. из расчета только ее доли занимаемой общей площади жилого помещения.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает правильным.

Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истца на получение мер социальной поддержки, как педагогическому работнику в период времени с 01.04.2011 г. по 30.06.2013 г.

Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2013 г.

До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11.01.2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.

Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» закреплял право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение, что подтверждено и нормой ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшая до 01.09.2013 г.), согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.

Ныне действующее законодательство также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47 Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Так, в силу статей 1 и 2 Областного закона РО от 17.01.2005 г. N 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в ред. Областного закона от 18.09.2006 г. N 544-ЗС).

Уровень социальных гарантий педагогических работников остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области»

Так, согласно положений ст. ст. 1, 2 Областного закона, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится в том числе педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее — работающим и проживающим в сельской местности).

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом совместно проживающих членов семей.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в редакции Областного закона от 27.06.2013 N 1106-ЗС)

Таким образом, названный Областной закон не устанавливает и ранее не устанавливал никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).

Из материалов дела следует, что истец является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитывалась только на долю истца.

Разрешая спор по существу, суд 1-й инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение, в котором она проживает, и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.

Судебная коллегия считает выводы суда 1-й инстанции правомерными, поскольку они основаны на вышеприведенных нормах действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Закона РФ «Об образовании», Областного закона «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», в которых отсутствовали положения, ограничивающие размер денежной выплаты, приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера) жилой площади.

Вывод суда основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Оснований для признания данного вывода суда неправильным не имеется.

С учетом приведенных обстоятельств, с выводами суда первой инстанции следует согласиться, а доводы жалобы подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

Решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 02 июня 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *