В удовлетворении исковых требований о признании применения налоговой ставки недействительной, обязании применить иную налоговую ставку, установлении кадастровой стоимости земельного участка и компенсации морального вреда отказано, так как применение ответчиком налоговой ставки согласно актуальным сведениям из кадастровой палаты является законным.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 18.08.2014 N 33-10407/2014

Судья: Гриценко Ю.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Порутчикова И.В.,

судей Сачкова А.Н., Медведева С.Ф.,

при секретаре Б.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сачкова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Б.Н. и Б.И. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 16 апреля 2014 г.

установила:

Б.Н., Б.И. обратились в суд с иском к ИФНС по г. Таганрогу, ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по г. Таганрогу о признании применения налоговой ставки недействительной, обязании применить иную налоговую ставку, об установлении кадастровой стоимости земельного участка и компенсации морального вреда.

В обоснование требований истцы указали, что Б.И. принадлежал на праве собственности земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов — для эксплуатации жилого дома) и жилой дом. 27.05.2011 она подарила указанный участок и жилой дом своему сыну Б.Н. В 2012 налоговый орган выставил им требования об уплате земельного налога, каждому за соответствующие 6 месяцев 2011 года с применением налоговой ставки 0,08% и в размере 2809,42 руб. Данный налог был уплачен ими в полном объеме. Вместе тем, в августе 2013 г. истцам выставлены новые требования об уплате налога: Б.И. за 6 месяцев 2011 года с применением налоговой ставки уже 1,5% и налога в размере 52 676, 59 руб.; Б.Н. за 6 месяцев 2011 года с применением налоговой ставки уже 1,5% и налога в размере 52 676, 59 руб., за 2012 год с применением налоговой ставки также 1,5% и налога в размере 105 353, 73 руб. На обращение налогоплательщиков ИФНС сообщила, что по сведениям, представленным кадастровой палатой, участок имеет кадастровую стоимость 7 023 545 руб., разрешенное использование земельного участка определено: «для размещения офиса, магазина». Однако в свидетельствах о государственной регистрации права на земельный участок указано: категория земель: земли населенных пунктов — для эксплуатации жилого дома. Истцы считали, что применение такой налоговой ставки и такая кадастровая стоимость за налоговые периоды 2011, 2012, 2013 годы являются незаконными. На участке находится жилой дом, а об изменении по заявлению предыдущего собственника вида разрешенного использования участка в 2010 году истцам не было известно. Кадастровая стоимость составляет 7 023 545 руб., а рыночная стоимость, согласно отчету специалиста, по состоянию на 27.11.2013, составила 2 872 200 руб.

В ходе рассмотрения дела истцы уточнили требования и просили суд:

1. Признать применение налоговой ставки 1,5% в отношении земельного участка с кадастровым номером АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН незаконным за 2011 г., 2012 г., 2013 г.

2. Обязать ИФНС по г. Таганрогу применить в отношении земельного участка налоговую ставку 0,08% за 2011 г., 2012 г., 2013 г.

3. Признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость 7023545 руб., внесенную Таганрогским отделом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области в ГКН, в отношении земельного участка за 2011 г., 2012 г., 2013 г.

4. Обязать Таганрогский отдел ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области внести изменения в ГКН, указав в качестве кадастровой стоимости 2 872 200 руб. — рыночную стоимость земельного участка за 2011 г., 2012 г., 2013 г.

5. Взыскать с ответчиков по 100 000 руб. в пользу истцов в качестве компенсации морального вреда (л.д. 77).

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 16.04.2014 в удовлетворении иска Б.Н., Б.И. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Б.Н., Б.И. в лице представителя Пак Д.В. ставят вопрос об отмене решения суда и удовлетворении заявленных требований. Апеллянт полагает, что суд неправильно оценил существенные обстоятельства дела и осуществил их правовую квалификацию, поскольку права собственников земельного участка и налогоплательщиков нарушены в результате незаконных действий ответчиков.

В заседание суда апелляционной инстанции Б.Н., Б.И., извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело без их участия. Представители Таганрогского отдела ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области, администрации г. Таганрога извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.

Выслушав представителей истцов, ответчика — ИФНС по г. Таганрогу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения администрации г. Таганрога, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда, основанными на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.

Установлено, что к предмету судебного разбирательства относятся обстоятельства, связанные с действиями налогового органа по применению налоговой ставки за 2011, 2012, 2013 налоговые периоды, где объект налогообложения — земельный участок, а также с установлением кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в целях налогообложения за 2011,2012, 2013 налоговые периоды.

Установлено, что статьей 394 Налогового Кодекса Российской Федерации определено следующее.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В соответствии с внесенными изменениями от 11.11.2008 N 717 в Решение Таганрогской городской Думы от 29.09.2005 N 108 налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 0,08% в отношении земельных участков для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; 1,5% в отношении земель предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 7 указанного Кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу пункта 1 статьи 7 указанного Кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусматривается, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категориям) и виду функционального использования.

До момента утверждения Правил землепользования и застройки решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления в порядке, установленном п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

По смыслу названных норм владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования им земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятии решения которого правомерно применение иной ставки.

Согласно п. 2 ст. 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» (утв. Решением городской Думы г. Таганрога от 25.12.2012 N 506) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства — виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам на основании статей 38 — 53 настоящих Правил при условии обязательного соблюдения требований, установленных законодательством, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами, техническими регламентами и иными нормативными техническими документами.

Следовательно, после принятия указанных Правил изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны.

Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.

В отношении рассматриваемого земельного участка, в соответствии со статьей 41 указанных Правил установлен градостроительный регламент территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами — Ж-З (л.д. 140).

Как следует из положений ст. 35 Земельного Кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 указанного Закона налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Частью 4 статьи 391 указанного Закона установлено, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для администрирования земельного налога положениями ст. 396 указанного Закона закреплена обязанность органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу п. 11 ст. 396 указанного Закона органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Кодекса.

Следовательно, налог исчисляется в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, представленной в налоговый орган по состоянию 01 января каждого года, являющегося налоговым периодом.

Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков регулируется земельным законодательством, а состав, порядок и основания несения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и изданными в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.

Результаты кадастровой оценки в Ростовской области утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области».

В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из системного толкования норм земельного (в том числе ч. 3 ст. 66 ЗК РФ) и налогового законодательства, а также положений ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что для целей налогообложения изменение кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может носить ретроспективный характер; кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться равной его рыночной стоимости только по состоянию даты утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

В противном случае, признание в судебном порядке несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка за истекшие налоговые периоды и обязание в судебном порядке кадастровой палаты внести изменения в ГКН, указав в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка за истекшие налоговые периоды, лишено правового смысла.

Судебной коллегией установлено, что суд первой инстанции данные обстоятельства принял во внимание.

В данном случае требования истцом нельзя признать обоснованными и правомерными, поскольку в ходе апелляционного рассмотрения дела нашло свое подтверждение, что налоговый орган применял налоговую ставку 1,5% и кадастровую стоимость земельного участка за прошедшие налоговые периоды согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка равной 7 023 545 руб. и о виде разрешенного использования земельного участка «для эксплуатации офиса, магазина».

Применение налоговым органом налоговой ставки, согласно актуальным сведениям из кадастровой палаты в соответствии с Решением Таганрогской городской Думы от 29.09.2005 N 108, с изменениями от 11.11.2008, являлось законным.

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка «для эксплуатации офиса, магазина» были предоставлены в кадастровую палату собственником земельного участка в 2010 году (ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и были актуальны с точки зрения налогообложения за 2011, 2012, 2013 налоговые периоды, т.е. до обращения Б.Н. в 2013 году в кадастровую палату об изменении разрешенного вида использования участка на «индивидуальные жилые дома».

Установление кадастровой стоимости этого земельного участка на дату утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области равной его рыночной стоимости на дату 27.11.2013, на чем настаивают истцы, не может быть признанно правильным в силу вышеуказанных выводов.

Установлено, что суд мотивированно отклонил доводы истцов, положенные ими в основу обращения суд, обоснованно учел, что для налогового органа юридически значимыми в целях налогообложения являются сведения из кадастровой палаты.

Поэтому у судебной коллегии не имеется оснований для переоценки фактических обстоятельств по делу. Суд определил весь круг юридически значимых обстоятельств по делу, оценил представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации.

Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые являются основанием для отмены решения суда. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 16 апреля 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Б.Н. и Б.И. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *