В заявлении об оспаривании постановления избирательной комиссии отказано, так как не установлено законных оснований для удовлетворения заявленных требований.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 22.08.2014 по делу N 33-11844/2014

Судья: Семеняченко А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам

Ростовского областного суда в составе

председательствующего судьи Чеботаревой М.В.,

судей Чайка Е.А., Сачкова А.Н.,

при секретаре В.,

с участием прокурора Золотых В.В.,

заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по апелляционной жалобе П.А. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 14 августа 2014 года,

установила:

Зарегистрированный кандидат в депутаты Городской Думы города Таганрога шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 П.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Территориальной избирательной комиссии города Таганрога.

В обоснование своих требований заявитель указал, что Постановление Территориальной избирательной комиссии города Таганрога от 06.08.2014 г. N 128-11 «О регистрации кандидата в депутаты Городской Думы г. Таганрога шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Т.» принято с нарушением подпунктов «б» и «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку кандидат Т. выдвинут решением местного политсовета Таганрогского местного отделения ВПП «Единая Россия», что противоречит пунктам 2, 3 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» и положениям главы 14 Устава ВПП «Единая Россия».

По мнению заявителя, кандидатом Т. не был представлен надлежаще оформленный документ политической партии о его выдвижении в соответствии с Уставом ВПП «Единая Россия», а его регистрация была произведена незаконно.

На основании изложенного заявитель просил суд отменить постановление Территориальной избирательной комиссии города Таганрога от 06.08.2014 года N 128-11 о регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы города Таганрога шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Т.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 14 августа 2014 года заявление П.А. оставлено без удовлетворения.

Принимая решение, суд первой инстанции установил, что решением Городской Думы города Таганрога от 20.06.2014 г. N 673 на 14.09.2014 года назначены выборы депутатов Городской Думы города Таганрога шестого созыва.

П.А. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Городской Думы города Таганрога шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 (Постановление территориальной избирательной комиссии города Таганрога N 125-10 от 31.07.2014 года), который выдвинут Региональным отделением политической партии «Справедливая Россия».

Т. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Городской Думы города Таганрога шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 (Постановление Территориальной избирательной комиссии города Таганрога N 128-11 от 06.08.2014 г.), выдвинутым решением местного политсовета Таганрогского местного отделения ВПП «Единая Россия».

Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями Федерального закона «О политических партиях» и исходил из того, что порядок выдвижения политической партией кандидатов в депутаты, в том числе на повторных и дополнительных выборах, регламентируется Уставом партии. При этом решение о выдвижении кандидатов в депутаты принимается на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Уставом ВПП «Единая Россия» предусмотрен орган, уполномоченный, наряду с Конференцией (Общим собранием), принимать решение о выдвижении Таганрогским местным отделением ВПП «Единая Россия» кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований. Таким органом определен местный политический совет.

Данные органы выдвигают тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п. 13.9.10.14 Устава, кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований, за исключением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований административных центров соответствующих субъектов Российской Федерации при наличии в этом административном центре нескольких местных отделений Партии.

Суд указал, что доводы П.А. об отсутствии у местного политсовета Таганрогского местного отделения ВПП «Единая Россия» полномочий по выдвижению кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований опровергаются положениями Федерального закона «О политических партиях» и Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия», согласно которым только при выдвижении Региональным отделением политической партии кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований решение о выдвижении принимается общим собранием (конференцией), а Региональный политический совет вправе принимать решение о выдвижении Региональным отделением кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований исключительно на повторных и дополнительных выборах.

В то же время местным политсоветом Таганрогского местного отделения ВПП «Единая Россия» при выдвижении кандидатов в депутаты Городской Думы города Таганрога шестого созыва требования Федерального закона «О политических партиях» соблюдены в полном объеме, представлены все документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата в депутаты. Нарушений, являющихся основанием для отказа кандидату Т. в регистрации Территориальной избирательной комиссией города Таганрога, судом не установлено.

В апелляционной жалобе П.А. просит решение отменить, указывая на то, что оно основано на неверном толковании норм права, поскольку никакой иной орган политической партии, кроме конференции местного отделения, не вправе выдвигать кандидатуры на выборы депутатов органов местного самоуправления, в противном случае применение статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» становится бессмысленным.

На апелляционную жалобу Т. поданы возражения, в которых он просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. П.А., Т., представитель Таганрогского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названного закона неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя Территориальной избирательной комиссии г. Таганрога П.И., представителя Т. Б., заключение прокурора, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В данном случае заявитель оспаривает постановление ТИК города Таганрога от 06.08.2014 года N 128-11 о регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы города Таганрога шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Т.

В силу положений статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Частью 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Для кандидатов, выдвинутых политической партией, несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», является основанием отказа в регистрации кандидата (пункт «б» части 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним (часть 1).

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (пункт «и» части 2).

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочиями принятия решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а при выдвижении списка кандидатов иными структурными подразделениями партии — иной орган подразделения, предусмотренный уставом политической партии.

Как видно из материалов дела, выдвижение тайным голосованием списка кандидатов в депутаты Городской Думы города Таганрога шестого созыва по одномандатным избирательным округам, в том числе Т. по одномандатному избирательному округу N 5, произведено решением политического совета Таганрогского местного отделения Ростовского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».

В соответствии с Уставом Всероссийской политической партии «Единая Россия» местное отделение Партии является структурным подразделением Партии и осуществляет свою деятельность, как правило, в пределах территории соответствующего муниципального образования: муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации (пункт 14.1).

Высшим руководящим органом местного отделения Партии является конференция (общее собрание) (пункт 14.5).

К компетенции Конференции (Общего собрания) относится выдвижение тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п. 13.9.10.14 Устава, кандидатов (списков кандидатов) в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления, за исключением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов и глав муниципальных образований административных центров соответствующих субъектов Российской Федерации при наличии в этом административном центре нескольких местных отделений Партии (пункт 14.6.5.1).

Местный политический совет является постоянно действующим коллегиальным политическим руководящим органом местного отделения Партии (пункт 14.7.1).

Местный политический совет в соответствии с законодательством Российской Федерации выдвигает тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п. 13.9.10.14 Устава, кандидатов (списков кандидатов) в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления (если иной порядок не установлен настоящим Уставом) (пункт 14.7.14.1).

Таким образом, Уставом Всероссийской политической партии «Единая Россия» право выдвижения кандидатов в депутаты органов местного самоуправления от местного отделения партии предоставлено как конференции (общему собранию), так и его постоянно действующему органу — местному политическому совету.

Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков в кандидаты) в депутаты иным органом, предусмотренным уставом политической партии, а уставом Всероссийской политической партии «Единая Россия» в качестве такого органа указан местный политический совет, то данный орган обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) в депутаты.

При таком положении оснований считать выдвижение Т. кандидатом в депутаты политическим советом Таганрогского местного отделения Ростовского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» противоречащим закону у судебной коллегии не имеется.

В силу части 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата для кандидатов, выдвинутых политической партией, являются несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» (пункт «б»), отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (пункт «в»).

Учитывая, что таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не установлено, вывод суда первой инстанции о правомерности постановления Территориальной избирательной комиссии города Таганрога от 06.08.2014 года N 128-11 о регистрации Т. кандидатом в депутаты Городской Думы города Таганрога шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 судебная коллегия находит соответствующим закону и обоснованным.

Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы исследованы, либо опровергали бы выводы суда. Ее доводы аналогичны приведенным в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними и являются результатом субъективной оценки заявителем положений действующего законодательства. В связи с этим у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 14 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.А. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *