Заявление об отмене постановления о регистрации кандидата удовлетворено, так как установлен факт нарушения ответчиком требований избирательного законодательства при регистрации кандидата.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 22.08.2014 по делу N 33-11801/2014

Судья: Козева Н.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

Председательствующего Чеботаревой М.В.

Судей Сачкова А.Н., Москаленко Ю.М.

С участием прокурора Золотых В.В.

При секретаре В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чеботаревой М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Р. на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 11 августа 2014 года,

установила:

Решением Новошахтинской городской Думы от 24 июня 2014 года N 80 на 14 сентября 2014 года назначены выборы Мэра города Новошахтинска Ростовской области.

Постановлениями Территориальной избирательной комиссии города Новошахтинска Ростовской области от 28 июля и 29 июля 2014 года зарегистрированы кандидатами на должность Мэра г. Новошахтинска Р. и С.С. (выдвинуты в порядке самовыдвижения).

Р. обратился в суд с заявлением об отмене Постановления ТИК г. Новошахтинска от 29 июля 2014 г. N 10-3 о регистрации кандидата С.С., в связи с нарушением при его регистрации требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и закона Ростовской области от 28 декабря 2005 года N 429-ЗС «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области».

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 11 августа 2014 года в удовлетворении заявления Р. отказано.

Р., считая решение суда незаконным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.

На апелляционную жалобу С.С., Территориальной избирательной комиссией г. Новошахтинска и прокурором, участвовавшим в деле в районном суде, поданы возражения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей Р.-… и…, представителя ТИК г. Новошахтинска…., С.С., заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, при выдвижении С.С. в ТИК г. Новошахтинска был представлен пакет документов, содержащий в том числе подписные листы с подписями избирателей и первый финансовый отчет.

В соответствии с пунктом 9 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.

Из приложения N 6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также следует, что федеральный законодатель предписывает кандидату в депутаты в подписных листах указывать сведения о судимости, если у кандидата имелась или имеется судимость.

Поскольку законодатель возлагает на кандидата обязанность указывать в подписных листах сведения о судимости, эти сведения должны быть указаны в объеме, предусмотренном законом, так как данные нормы направлены на более полное информирование избирателей о личности кандидата для последующего осознанного выбора.

Пунктом 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ понятие сведения о судимости кандидата определено как сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Как следует из представленной в материалы дела копии подписного листа (л.д. 164), сведения о судимости С.С. в виде записи «судимость по ст…. ч…. погашена… г.» не соответствуют требованиям пункта 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, так как не содержат указания на закон и наименования статьи (…), на основании которой был осужден кандидат.

Кроме того, согласно приговору… суда Ростовской области от… (л.д. 107-148) С.С. был осужден за совершение двух преступлений по ст…. ч…. Уголовного кодекса Российской Федерации (…), в то время как подписные листы содержат указание о судимости кандидата за совершение одного преступления.

По мнению судебной коллегии, внесение в подписные листы сведений о судимости, которые не соответствуют объему сведений, предусмотренному законом, свидетельствует о неисполнении кандидатом С.С. требований пункта 9 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и несоответствии формы подписного листа закону.

Указанные нарушения являются существенными.

При этом, судебная коллегия исходит из того, что наличие в подписном листе информации о судимости кандидата в меньшем объеме, чем это предусмотрено законом, ограничивает объем получаемых избирателями сведений, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, что противоречит требованиям, установленным избирательным законодательством и нарушает принцип равенства прав кандидатов.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года N 658 — О и заключающейся в том, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.

Учитывая изложенное, выводы районного суда об отсутствии законных оснований для отказа в регистрации и, как следствие, отсутствии оснований для отмены решения ТИК г. Новошахтинска о регистрации кандидата С.С. нельзя признать правильными.

В соответствии с положениями подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Указание в подписных листах кандидата С.С. сведений о судимости, не соответствующих объему сведений, предусмотренному законом, влечет признание всех подписей в подписных листах недействительными в силу прямого указания закона (пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 24 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 г. N 429-ЗС «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за 43 дня до дня голосования до 18 часов представляет в муниципальную комиссию в числе других документов, первый финансовый отчет кандидата.

Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются Избирательной комиссией Ростовской области.

Пунктом 4.4. «Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов глав муниципальных образований в Ростовской области» утвержденной постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 15 мая 2014 года N 65-5, установлено, что первый и итоговый финансовый отчеты представляются по форме, приведенной в приложении N 4, с обязательным приложением сведений «Учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата», по форме, приведенной в приложении N 1.

Как следует из материалов дела, С.С., представляя документы для регистрации его в качестве кандидата на должность Мэра г. Новошахтинска не представил первый финансовый отчет в полном объеме, а именно: не представил документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» по форме установленной приложением N 1 к «Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов глав муниципальных образований в Ростовской области».

Непредставление указанного документа С.С. не оспаривал, но считал, что сведения, необходимые для отражения по данной форме, нашли свое отражение в первом финансовом отчете. С такой позицией согласился и районный суд.

Судебная коллегия не может признать такую позицию правильной и полагает, что она не основана на законе.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предоставляет субъектам Российской Федерации право устанавливать своими законами перечень документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

К числу таких документов Законом Ростовской области N 429-ЗС «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» отнесен первый финансовый отчет кандидата (пункт 4 части 1 статьи 24).

Избирательная комиссия Ростовской области (постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 15 мая 2014 года N 65-5) вправе была утвердить Инструкцию о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов глав муниципальных образований в Ростовской области. Указанное постановление размещено на официальном Интернет-сайте Избирательной комиссии Ростовской области, чем обеспечена возможность ознакомления с ним заинтересованных лиц.

При таких обстоятельствах, когда «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» по форме, согласно приложению N 1 вышеуказанной Инструкции, который указан в качестве обязательного для предоставления в составе первого финансового отчета, представлен не был, не может считаться представленным документ, необходимый для регистрации — первый финансовый отчет.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) — также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 — 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Поскольку судом апелляционной инстанции установлена недействительность всех подписей избирателей во всех подписных листах кандидата С.С., непредставление документа, необходимого для регистрации — первого финансового отчета по форме, установленной Избирательной комиссией Ростовской области, судебная коллегия пришла к выводу о нарушении закона при регистрации кандидата С.С., которая была произведена при наличии оснований для отказа в регистрации, предусмотренных подпунктами «в» и «г.1» пункта 24 статьи 38 ФЗ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Установленные обстоятельства в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются безусловным основанием к отмене решения территориальной избирательной комиссии города Новошахтинска о регистрации кандидата С.С.

Решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 11 августа 2014 года подлежит отмене в силу положений пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, с вынесением нового решения об удовлетворении заявления Р.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 11 августа 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым:

Признать незаконным и отменить Постановление территориальной избирательной комиссии города Новошахтинска Ростовской области от 29 июля 2014 года N 10-3 «О регистрации С.С. кандидатом на должность Мэра города Новошахтинска».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *