В удовлетворении исковых требований о постановке на квартирный учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей-сирот отказано правомерно, поскольку на момент обращения истца к ответчику истец не относился к категории лиц, которые в соответствии с Федеральным законом О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на внеочередное предоставление

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 25.08.2014 по делу N 33-11227/2014

Судья Кучерова И.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Тахирова Э.Ю.

судей Малиновского В.В., Филонова В.Н.

при секретаре Р.

рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Тахирова Э.Ю. дело по апелляционной жалобе К. в лице представителя Б. на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 05 июня 2014 года,

установила:

К. обратилась в суд с иском к Администрации Красносулинского района Ростовской области о постановке на квартирный учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, как лицу из числа детей-сирот.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что он родился ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, имеет статус ребенка сироты, так как его мать Л.Л.А. умерла ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г., отец К.А.Г. умер ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Опекун М. за период опеки над истцом не поставила его на квартирный учет как нуждающегося в жилом помещении. Истец о том, что он имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, узнал только сейчас, в возрасте 27 лет. В связи с чем, 11 марта 2014 года он обратился к Главе Администрации Красносулинского района с заявлением о принятии его на учет. Однако ему было отказано в постановке на квартирный учет, поскольку истцу уже исполнилось 27 лет, и он утратил право на внеочередное получение жилья.

Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 5 июня 2014 года в удовлетворении исковых требований истцу отказано.

С указанным решением суда истец не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований.

В обоснование своей апелляционной жалобы апеллянт указал, что в период с 10.10.1996 года по 29.09.1998 год он находился в социальном приюте на полном государственном обеспечении. С 23.09.1998 года над истцом была установлена опека и назначен опекун М. Однако, ни опекуном, ни органом опеки и попечительства не были приняты меры по обеспечению прав истца на получения жилого помещения во внеочередном порядке. На момент достижения истцом совершеннолетия и на момент окончания обучения за ним не было закреплено жилья.

Апеллянт считает, что судом не принято во внимание, что истец свое право на первоочередное предоставления жилья не реализовал, о наличии такого права он узнал лишь в возрасте 27 лет.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В силу п. 9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из материалов гражданского дела следует, что истец ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, являлся лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать истца — Л.Л.А. умерла ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, а отец К.А.Г. умер ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Родители истца при жизни какого-либо жилья не имели. С 23 сентября 1998 года над истцом была установлена опека и назначен опекун М.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд руководствовался Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходил из того, что истец до 23-летнего возраста не встал (не поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в настоящее время не является таковым. Суд первой инстанции также принял во внимание то, что истец до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении ему жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления или суд не обращался.

Суд посчитал, что исходя из положения ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», гарантируемая детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец обратился за реализацией своего права, виде постановке на квартирный учет в 2014 году в возрасте 27 лет, ранее с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещения не обращался, не был признан нуждающимся в предоставлении жилой площади и не был поставлен на соответствующий учет, то есть на момент обращения в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12,1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 1 данного Закона, не относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста.

Следовательно, основания для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда, в связи с наличием статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, К., достигшего возраста 27 лет, отсутствовали, поскольку на момент обращения в суд указанный статус заявителем был утрачен.

Суд не может согласиться с доводами апеллянта о том, что его требования подлежат удовлетворению по причине незнания о его праве на жилое помещение, поскольку нормы федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», связывают реализацию данной меры социальной поддержки с постановкой таких лиц на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период до 23-х лет.

К. обратился к Главе Красносулинского района Ростовской области 11.03.2014 года, то есть спустя 5 лет, с момента, когда истек срок для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не представил доказательств уважительности причин длительного не обращения за получением указанной меры социальной поддержки.

Таким образом, на момент обращения истца к ответчику он не относился к категории лиц, которые в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное предоставление жилья. С учетом этого, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении его исковых требований к Администрации Красносулинского района о постановке его на квартирный учет для представления жилого помещения во внеочередном порядке.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе не имеется, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 05 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу К. в лице представителя Б. без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *