В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности отказано, поскольку охранное обязательство на объект культурного наследия может быть оформлено только после получения соответствующего письменного заявления от собственника указанного объекта культурного наследия. Заявитель с соответствующим заявлением не обращался, охранное обязательство в отношении принадлежащего ему объекта культурного наследия не оформлялось.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 25.07.2014 по делу N 33-7200/2014


Судья: Малкина Л.И.


Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Сказочкина В.Н.

судей - Сивохина Д.А. (докладчик), Самариной Е.Г.

при секретаре - А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Л. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 24 апреля 2014 года, которым постановлено:

"В удовлетворении заявления Л. о признании незаконным отказ Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области от 27.03.2014 г. N 08/721/20-13-724 в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на 45419/143480 долей в праве и права общей долевой собственности на нежилое здание, расположенное по адресу <адрес>, обязании Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии Самарской области произвести государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности на 45419/143480 долей в праве и права общей долевой собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> по представленным документам отказать."

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Управления Росреестра по Самарской области С.Ю., представителя Министерства культуры Самарской области М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия


установила:

Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее Управление Росреестр) в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на 45419/143480 долей в праве и права общей долевой собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> обязании произвести государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности на 45419/143480 долей в праве и права общей долевой собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> по представленным документам, обязании представить в судебное заседание паспорт объекта культурного наследия.

В обоснование заявления указал, что 12.04.2005 г. между ООО "<данные изъяты>" (Продавец) и ним (Покупатель) заключен договор купли-продажи N 1 14882/18951 долей в праве на нежилое отдельно стоящее здание с двумя пристроями и подвалом (производственное здание цеха обогащенных круп) Литера ББ1Б2, инвентарный номер на предприятии 3, общей площадью 1895,10 кв. м, состоящее из нежилого отдельно стоящего здания с двумя кирпичными пристроями и подвалом, расположенным по адресу: <адрес>. В установленном законом порядке право собственности зарегистрировано 21.06.2005 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.06.2005 г., в котором сведения об ограничении (обременении) права не зарегистрированы.

В связи с разделом доли указанного здания в натуре 19.11.2013 г. ему выдано новое свидетельство о государственной регистрации права серия N, в котором так же ограничения (обременения) права не зарегистрированы.

26.11.2013 г. он обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации перехода права 45419/143480 долей в праве общей долевой собственности и права общей долевой собственности на нежилое здание по указанному выше адресу.

27.03.2014 г. ему выдано сообщение об отказе в государственной регистрации, поскольку в представленном на государственную регистрацию договоре отсутствуют сведения о том, что отчуждаемое здание является объектом культурного наследия. В сообщении Управления Росреестра ссылается на письмо Министерства культуры Самарской области от 01.11.2013 г. N 26-04/4054, в соответствии с которым здание, расположенное по адресу: <адрес>, литеры ББ1 Б2, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения. "Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А.", состоящего на государственной охране на основании постановления главы администрации Самарской области от 27.03.1992 г. N 77 и что указанный объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В порядке межведомственного взаимодействия регистрационной службой был получен паспорт объекта культурного наследия на здание, расположенное по адресу: <адрес>, лит. Б, Б1, Б2.

Статьей 21 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" от 25.06.2002 года N 73-ФЗ установлено, что на объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия, в который вносятся сведения составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Однако паспорт культурного наследия ему, как собственнику данного "объекта культурного наследия", выдан не был.

Согласно статье 63 Закона "Об объектах культурного наследия" государственной регистрации подлежат обременения, установленные охранным обязательством на объект культурного наследия.

В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Закона "Об объектах культурного наследия" при государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

В силу прямого указания Закона, регистрации подлежат обременения, установленные охранным обязательством на объект культурного наследия, однако обременения на продаваемое им здание никто не накладывал.

Кроме того, в Постановлении Главы администрации Самарской области N 77 от 27.03.1992 г. указано: "Во исполнение Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры постановляю: Принять на государственную охрану как памятники истории и культуры местного значения г. Самары, Сызрани, Сызранского района вновь выявленные объекты согласно приложения N 1, 2, 3, 4" и в приложении N 3 под N 51 значится: "Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А." 1907 года постройки, расположенная по адресу: <адрес>, как памятник промышленной архитектуры, материал - кирпич, т.е. указанный объект культурного наследия принят на государственную охрану без указания литерного состава, в то время как ему принадлежит нежилое здание по <адрес>, литеры ББ1Б2, а согласно технического паспорта и справки ГУП "ЦТИ" Самарской области, год постройки нежилого здания по адресу: <адрес>, литера Б - 1951 год.

На его запрос в Министерство культуры Самарской области 22.01.2014 г. ему сообщило, что на территории мельницы расположено большое количество литеров. В состав комплекса: "Мельницы Стерлядкина А.А." входят литеры А.А1,А2,А3,А4, в непосредственной близости расположены литеры Б,Б1,Б2, которые типологически могут принадлежать к этому объекту.

В силу ст. 18 п. 7 ФЗ N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия...", "... в реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с которыми, прошло не менее сорока лет.", а п. 9 вышеуказанного Закона гласит, что "... объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр". На основании ст. 17 Закона N 73-ФЗ, для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в государственный орган власти субъекта РФ:

заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр; заключение государственной историко-культурной экспертизы; сведения о наименовании объекта; сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и(или) дате связанного с ним исторического события;

сведения о местонахождении объекта;

сведения о категории историко-культурного значения объекта;

сведения о виде объекта;

описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению;

описание границ территории объекта;

фотографическое изображение объекта;

сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия;

сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия,

Согласно ст. 20 Закона N 73-ФЗ, ведение реестра включает в себя присвоение регистрационного номера объекта культурного наследия в реестре, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в реестр при регистрации в нем объектов.

В реестр вносятся сведения, указанные в подпунктах 3 - 10 ст. 17 ФЗ N 73, а также: сведения об органе государственной власти, принявшего решение о включении объекта культурного наследия в реестр; номер и дата принятия решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр, а также сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия.

Сведения, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 20 ФЗ N 73 подлежат обязательному опубликованию.

Согласно сведений, расположенных на сайте Министерства культуры Самарской области, здание, расположенное по адресу г.Сызрань, ул.К.Маркса, дом 102, 1907 года постройки без указания литерного состава внесено в список выявленных объектов культурного наследия как "Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А.", полагает, что указанное строение в реестр объектов культурного наследия не включен.

В соответствии со статьей 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Просил признать незаконным отказ в государственной регистрации перехода права собственности по изложенным основаниям.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Л. считает решение суда неправильным и подлежащим отмене, просит его отменить, вынести по делу новое решение которым его требования удовлетворить в полном объеме.

Проверив законность принятого судом решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Положениями ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пунктом 28 Постановления N 2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установлено, что исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением Главы Администрации Самарской области от 27.03.1992 г. N 77 Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А. 1907 г. принята на государственную охрану как памятник истории и культуры и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д. 156).

В соответствии с п. 16 Инструкции "О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры" на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утвержденный документ.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) (далее Закон N 73-ФЗ) народов Российской Федерации" на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Судом установлено, что Л. на основании договора купли-продажи N 1 от 12.04.2005 г. принадлежит нежилое здание, 4-этажный площадью 1434,8 кв. м литера ББ1Б2 расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (л.д. 21).

Согласно письму Министерства культуры Самарской области от 01.11.2013 г. N 26-04/405 здание по адресу: <адрес>, литеры ББ1Б2, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения "Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А.", состоящего на государственной охране на основании постановления главы администрации Самарской области от 27.03.1992 г. N 77.

Указанный объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Установлено также, что 26.11.2013 г. Л. заключил с З. в лице его представителя А.С. договор купли-продажи 45419/434480 долей в праве собственности нежилого здания 4-этажный, общей площадью 1434,8 кв. м по адресу <адрес>. (л.д. 20).

26.11.2013 г. Л. и З. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации с заявлением о государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на 45419/143480 долей в праве и права общей долевой собственности на нежилое здание.

Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области N 08/721/2013-724 от 27.03.2004 г. в государственной регистрации перехода права собственности отказано (л.д. 8 - 10).

В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 48 Закона N 73-ФЗ при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Из смысла указанной нормы следует, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Однако представленный на государственную регистрацию договор перехода права собственности и право собственности не содержит сведения о принадлежности предмета сделки к объектам культурного наследия и покупатель информирован о данном обстоятельстве (абз. 7 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) (далее Закон N 73-ФЗ) народов Российской Федерации" на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Как установлено судом, при государственной регистрации сделки с принадлежащим ему объектом культурного наследия, Л. паспорт культурного наследия по собственной инициативе представлен не был. Паспорт был подготовлен Министерством и направлен в Управление Росреестра по Самарской области в порядке межведомственного взаимодействия.

Кроме того, в соответствии со ст. ст. 48 и 63 Федерального закона N 73-ФЗ государственной регистрации в отношении объектов культурного наследия подлежат обременения, установленные охранными обязательствами.

Вместе с тем, оформление охранных обязательств собственников (пользователей) объектов культурного наследия является государственной услугой и осуществляется Министерством в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 07.09.2011 N 447 "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Самарской области, а также органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области, и перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Самарской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг", а также приказом министерства культуры Самарской области от 29.06.2012 N 9 "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством культуры Самарской области государственной 6 услуги "Оформление охранных обязательств собственников (пользователей) объектов культурного наследия федерального и регионального значения (выявленных объектов культурного наследия)".

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, охранное обязательство на объект культурного наследия может быть оформлено Министерством только после получения соответствующего письменного заявления от собственника указанного объекта культурного наследия.

Л. с соответствующим заявлением в Министерство не обращался охранное обязательство в отношении принадлежащего ему объекта культурного наследия Министерством не оформлялось.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том что, доводы Л. об отсутствии необходимости в государственной регистрации обременении в связи с тем, что у него отсутствует охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, являются необоснованными (л.д. 141 - 146).

Так же суд первой инстанции обоснованно отверг доводы заявителя о том, что отчуждаемая им 45419/143480 доля нежилого здания, 4-этажный площадью 1434,8 кв. м литерой ББ1Б2 не может являться памятником культурного наследия Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А. 1907 г., поскольку выстроены в 1951 г.

Согласно паспорту объекта культурного наследия видом объекта культурного наследия является ансамбль: строения литеры Б,Б1,Б2 переменной этажности, входящее в состав построек комплекса., расположенное в непосредственной близости к производственному корпусу Литера Б - здание переменной этажности (2 - 4) кирпичное, оштукатурено, фасады носят следы многочисленных надстроек и перестроек. Литера Б1 - одноэтажное здание, выполненное из керамического кирпича, не оштукатурено, имеет декоративное оформление в стиле кирпичной эклектики, Литера Б2 - небольшой одноэтажный переход, соединяющий литеры Б и Б1 (л.д. 152 - 155, 198 - 203).

В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения и его отмену не влекут.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 24 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.