Исковые требования о предоставлении жилого помещения удовлетворены правомерно, поскольку истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в соответствующий список как подлежащий обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, однако в нарушение норм жилищного законодательства жильем обеспечен не был.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 05.08.2014 по делу N 33-7629/2014

Судья: Сериков В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой В.В.

судей Евдокименко А.А., Набок Л.А.

с участием прокурора Фоминой И.А.

при секретаре М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 мая 2014 года, которым постановлено:

«Иск прокурора Комсомольского района г. Тольятти удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи один человек жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам, установленным на момент предоставления».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Яковлевой В.В., возражения на жалобу Р. заключение прокурора Фоминой И.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Комсомольского района г. Тольятти обратился в суд с иском в интересах Р. к Мэрии г.о. Тольятти о предоставлении жилого помещения. В исковом заявлении указал, что Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>: мать Р. — ФИО., решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ года N N Р. с ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда <данные изъяты>, однако до настоящего времени, в нарушение норм жилищного законодательства и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жильем не обеспечена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Р. жилое помещение в г. Тольятти из специализированного жилого фонда на состав семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судом первой инстанции постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Комсомольского района г. Тольятти, указав, что Мэрией г.о. Тольятти выполнены все необходимые предусмотренные законом действия по включению Р. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие достаточного финансирования не является виной Мэрии г.о. Тольятти и объективно препятствует выполнению государственных полномочий в полном объеме. Кроме того, нарушаются права лиц указанной категории, включенных в список очередности ранее Р.

В заседание судебной коллегии представитель Мэрии г.о. Тольятти не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен правильно и своевременно, о причинах неявки не сообщил.

Р. в заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Заслушав объяснения Р., заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно ФЗ от 21.12.1996 г. N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций.

Из материалов дела усматривается, что Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте: мать Р. — ФИО., решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО <данные изъяты>. Распоряжением администрации Комсомольского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ года N N <данные изъяты> Р. <данные изъяты> (л.д. 11-17).

Судом установлено, что согласно выписке из распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N N «О включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» Р. с ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда <данные изъяты>, однако до настоящего времени, в нарушение норм жилищного законодательства и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жильем не обеспечена. (л.д. 7).

Установлено, что ответчик не оспаривает право Р. на обеспечение жилым помещением, однако считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено согласно очередности соответствующей категории, отсутствие достаточного финансирования не является виной мэрии г. о. Тольятти и объективно препятствует выполнению государственных полномочий в полном объеме.

Суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку право Р. на обеспечение жилым помещении специализированного жилищного фонда предусмотрено ст. 109.1 ЖК РФ и Законом Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 03.10.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 20.12.2012) и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов- наличие очереди и нехваткой денежных средств, кроме того, истица достигла 18 лет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, с ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, обоснованно обязал Мэрию городского округа Тольятти предоставить Р. на состав семьи один человек жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам, установленным на момент предоставления.

Доводы апелляционной жалобы Мэрии г. о. Тольятти о незаконности судебного решения не могут быть приняты во внимание, поскольку выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *