Исковые требования об обязании включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, удовлетворены правомерно, поскольку истица представила справку, содержащую сведения об отсутствии у нее в собственности недвижимости.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 08.08.2014 по делу N 33-7800/2014

Судья: Сметанина О.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Шабаевой Е.И.,

судей: Лазаревой М.А. и Кондакова М.Е.

с участием прокурора: Устиновой Т.А.

при секретаре: С.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г.о.Тольятти Самарской области К. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 июня 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Прокурора г. Тольятти удовлетворить частично.

Обязать мэрию городского округа Тольятти включить С.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда с 11.04.2014 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Тольятти обратился в суд с иском в интересах С.М. к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным распоряжения, об обязании включить в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель мэрии г.о.Тольятти Самарской области К. просит решение суда отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ч. 9 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных, метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 16 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) и настоящим Законом.

В силу ст. ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД (в ред. от 29.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из распоряжения мэра г.о.Тольятти N 2681-р/5 от 18.04.2014 г. С.М. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда в связи с отсутствием необходимых для этого оснований, поскольку ею не представлены документы, предусмотренные ч. 1 ст. 5 Закона Самарской области от 28.12.2012 года.

Из справки о рождении N 90 следует, что С.М. родилась <данные изъяты>. в п<адрес>, мать С.Н., отец «С.А.» записан по указанию матери.

Решением Сызранского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года мать С.М. — С.Н. была лишена родительских прав.

Согласно справке от 17.10.2013 года С.М. обучается в ГАОУ СПО «Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства» с 17.09.2013 года.

В соответствии с постановлением администрации Бессоновского района Пензенской области от 21.06.2006 г. N 105 попечителем над С.М. была назначена Д. Постановлением администрации Бессоновского района Пензенской области от 13.04.2007 г. N 208 Д. была освобождена от обязанностей попечителя.

Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от 19.11.2007 года N 817 С.М. была помещена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.

Согласно справке ГКОУ Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом г.о.Сызрань от 05.05.2014 года С.М. являлась воспитанницей данного учреждения с 21.11.2007 г. по 31.08.2010 г., где находилась на полном государственном обеспечении.

Согласно выписке из поквартирной карточки от 04.04.2014 г. по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Г. (собственник квартиры), и С.М.

Согласно справке N 520 от 09.04.2014 года администрации городского поселения <адрес> Самарской области С.М. зарегистрирована и ранее проживала по адресу: <адрес>, вместе с ней зарегистрированы также еще 5 человек. Согласно сведениям, представленным администрации городского поселения Междуреченск жилая площадь указанной квартиры составляет 41,2 кв. м.

Из справки МП «Инвентаризатор» г. Тольятти от 20.03.2014 г., уведомления Управления Росреестра по Самарской области от 11.04.2014 г., следует, что сведения о регистрации права на объекты недвижимости за С.М. отсутствуют, право приватизации не использовала.

С.М. в мэрию г.о.Тольятти для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда была представлена справка ГУП «ЦТИ» Сызранский филиал за N 5140 от 08.11.2013 года, согласно которой в реестре собственников недвижимости С.М. не числится.

В соответствии с п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденными Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 77, к заявлению для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий прилагаются справки органа, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и организации, осуществляющей техническую инвентаризацию, о наличии недвижимости в собственности у гражданина и членов его семьи, выданные не позднее чем за десять дней до даты обращения гражданина с заявлением о постановке на учет.

Установлено, что С.М. в мэрию г.о. Тольятти была представлена справка об отсутствии у нее недвижимости, но выданная более чем за 10 дней до момента ее обращения с заявлением. Представленная справка содержала сведения об отсутствии недвижимости на территории Сызранского района и г.о. Сызрань по состоянию на 08.11.2013 г., информацией по совершенным сделкам после 14.09.1998 года ГУП «ЦТИ» Сызранский филиал не располагал.

При данных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал, что распоряжение от 18.04.2014 года N 2681-/р5 не соответствует требованиями закона.

Судебная коллегия согласна с выводом суда, что формальный подход при отказе С.М. во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, не может влиять на ее право получения жилого помещения при наличии оснований, предусмотренных законом.

Доводы апелляционной жалобы о том, что С.М. не предоставила вовремя справку об отсутствии у нее недвижимости, не могут влиять на реализацию прав С.М. на обеспечение ее жилым помещением и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *