Исковые требования об обязании предоставить жилое помещение по договору найма удовлетворены, так как обязанность по предоставлению жилья либо социальных выплат на его приобретение законом не связаны с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 15.08.2014 по делу N 33-8073/2014

Судья: Васев Н.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Сказочкина В.Н. (докладчик),

судей: Лазаревой М.А., Захарова С.В.,

при секретаре: А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы Администрации муниципального района Кинельский Самарской области — на решение Кинельского районного суда Самарской области от 04 июля 2014 года, с участием прокурора Гуляевой Е.С.

установила:

Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах В. к Администрации муниципального района Кинельский Самарской области и Министерству строительства Самарской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Требования мотивированы тем, что В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением жилищной комиссии администрации м. р. Кинельский N 17 от 13.06.2013 года В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда.

Прокурор считает, что орган местного самоуправления в лице администрации муниципального района Кинельский Самарской области обязан был предоставить В. по договору жилое помещение из специализированного жилого фонда, однако до настоящего времени в установленном законом порядке жилое помещение В. не предоставлено, чем нарушены его права.

Решением Кинельского районного суда Самарской области от 04 июля 2014 года требования Кинельского межрайонного прокурора удовлетворены. На администрацию муниципального района Кинельский Самарской области возложена обязанность по предоставлению В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В апелляционной жалобе Глава Администрации муниципального района Кинельский Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Представитель Администрации муниципального района Кинельский Самарской области, В., представитель Министерства строительства Самарской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

На основании ст. 327, ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствии не явившихся лиц.

В заседании судебной коллегии прокурор Гуляева Е.С. просила решение суда оставить без изменения, поскольку оно является законным и обоснованным.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ч. 9 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных, метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 16 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) и настоящим Законом.

В силу ст. ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД (в ред. от 29.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Из материалов дела усматривается, что В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку решением Кинельского районного суда от 04.02.2010 года мать В. — Р. лишена родительских прав (л.д. 16-18).

Установлено, что постановлением администрации муниципального района Кинельский Самарской области N 17 от 13.06.2013 года (л.д. 14-15) В. поставлен на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма, то есть нуждается в жилье.

Согласно справке ГУП СО «Центр технической инвентаризации» филиал г.о. Кинель Самарской области N 500 от 15.05.2013 г. (л.д. 19) В. жилых строений и приватизированного жилья не имеет на территории Самарской области, что также подтверждается уведомлением об отсутствии сведений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области N 01/913/2013-1102 от 27.03.2013 года (л.д. 21).

Органом местного самоуправления не оспаривается право В. на обеспечение жилым помещением, однако считают, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено согласно очередности соответствующей категории.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку право В. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда предусмотрено ст. 109.1 ЖК РФ и Законом Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 03.10.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 20.12.2012) и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, учитывая, что В. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, с 13.06.2013 года включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и обоснованно обязал Администрацию муниципального района Кинельский Самарской области предоставить В. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.

Доводы апелляционной жалобы о финансировании только за счет средств, предоставляемых из областного бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по предоставлению жилья либо социальных выплат на его приобретение законом не связаны с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии жилищного фонда, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий. Кроме того, как указано в апелляционной жалобе указано, Администрацией муниципального района Кинельский Самарской области проводятся мероприятия по поиску вторичного жилья, а также разработана аукционная документация для размещения муниципального заказа на приобретение вновь построенных жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции и не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кинельского районного суда Самарской области от 04 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Администрации муниципального района Кинельский Самарской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *